Урок чтения с применением LEGO-технологий по теме: «Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена»

29.10.2018

На прошлой неделе мы подвели итого дистанционного конкурса по робототехнике для самых маленьких – «ИКаРёнок с пелёнок». Однако многие родители до сих пор сомневаются в значимости робототехники для детей, в том, что она может быть не только увлекательной, но и полезной для малыша. Сегодня мы попытаемся доказать обратное.

Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка, считают педагоги-робототехники. Малыш учится различать признаки предмета (цвет, форму, величину, фактуру), формируются познавательные и практические навыки. Занятия учат ребенка быть любознательным, развивают внимание, мышление и творческое начало личности, учат искать разные пути решения практической задачи, находить и исправлять ошибки, благотворно влияют на развитие мелкой моторики.

Конструирование — это созидание. Занимаясь конструированием, ребенок видит результат своих усилий, что для него особенно важно. Ведь это дарит ощущение собственной значительности и компетентности (Я сумел! У меня получилось!), вдохновляет на новые свершения.

Конструктивная деятельность – достаточно сложный процесс: ребенок не только действует руками при возведении постройки, он обязательно ещё и мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей раннего и дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

В раннем и дошкольном возрасте предлагаются разные формы организации конструктивной деятельности:

  • Конструирование по образцу (предложено Ф. Фребелем);
  • Конструирование по модели (разработано А.Н. Миреновой);
  • Конструирование по условиям (предложенное Н.Н. Поддъяковым);
  • Конструирование по наглядным схемам;
  • Конструирование по замыслу.

Значение конструирования в контексте разностороннего развития ребенка

Умственное развитие

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Обучение конструктивной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед работой, детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Работа с разными по форме предметами требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.

На занятиях по конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек положительно влияют на формирование связной речи.

При организации конструирования создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство), целенаправленное развитие и усовершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного восприятия. Вместе с тем, развитие сенсорных процессов в конструктивном творчестве играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка.

Сенсорное развитие включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, что очень важно при конструктивной деятельности.

Нравственное воспитание

Конструктивная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Детское творчество имеет общественную направленность. Ребенок строит постройки не только для себя, но и для окружающих. Ему очень хочется, чтобы его строение что-то рассказало, чтобы в нем узнали дом, в котором он живет, памятник, музей, или его детский сад. Значение занятий конструктивной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать другу, преодолевать трудности и т.п. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

Трудовое воспитание

В конструктивной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для сооружения конструкции необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умением строить предмет определенной конструкции, а также овладеть навыками обращаться с деталями конструктора. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Эстетическое воспитание

На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Маленьких детей волнует восприятие яркого цвета, блестящей поверхности. Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о произведениях искусства).

Развитие творчества

В конструировании дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Характерная черта конструктивного творчества заключается в создании выразительных изображений (мост, башня, ракета). Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой то мере способностью передавать в постройке присущие предметам свойства: форму, строение, цвет.

Изображение предметов и явлений действительности детьми в процессе конструирования, является вместе с тем и отражением их отношений к этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в них интересного, чем хороши, полезны, чем вызывают к себе симпатию, радость или осуждение.

Книги для начинающих

В настоящее время существует множество пособий по робототехнике и легоконструированию для дошкольников. Но сегодня нам хочется рассказать об интерактивном пособии «ТехноФантазеры», совсем недавно появившемся в продаже. Электронная книга является частью (модулем) комплекса дошкольного образования от педагогов-практиков учебно-методического центра УМЦИО. Разработчики постарались максимально учесть психологические и возрастные особенности дошкольников, добавив яркость и красочность визуальному оформлению материала.

Рассчитан учебно-методический комплекс на педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми 3-4 лет. Как показала практика, любой педагог, имеющий желание и небольшой конструкторский опыт может освоить и применить программу на своих уроках. Тем более что её легко адаптировать под уровень знаний конкретного ребенка, дополнить какими-то своими уникальными и интересными наработками.

Пособие представляет собой 36 разнообразных занятий с простыми (и в то же время подробными) инструкциями и конспектами для педагога. Каждое занятие – это увлекательное путешествие в мир lego-моделей, которые знакомят ребенка с профессиями, праздниками, временами года, животными, правилами безопасности и этикета, с героями и сюжетами русских сказок. Яркий тематический дизайн и удобный интерфейс превращают занятия с дошкольниками в увлекательную познавательную игру, где есть место развитию графических навыков, физической разминке и интерактивной сборке 3D модели.

Попробуйте заниматься робототехникой, и вы удивитесь, как быстро дети начнут разбираться на первый взгляд, в сложных вещах.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!