06.10.2025
В каждой категории «ИКаР» свои требования к команде: к возрасту и числу ее участников. О том, как собрать дружную и работоспособную команду будущих «икаровцев», рассказывают опытные тренеры-педагоги, за плечами которых не один конкурсный сезон и многочисленные заслуженные награды.
Например, Анна Селиванова, педагог-тренер, руководитель клуба инженерного творчества «Кубики» (г. Каменск-Уральский, Свердловская область) предпочитает «смешивать» в одной команде ребят разного возраста и с разным уровнем опыта:
«Как ребятам получать опыт, если не в разновозрастной группе?!.. Сначала новичок работает с опытными участниками, а в следующем году полученный опыт он уже будет использовать. Если, конечно, все новички, то мы очень рекомендуем посмотреть видео с площадки конкурса «ИКаР», попробовать представить себе ту атмосферу, посмотреть, как оформлены и выглядят проекты, попробовать представить себя в этой ситуации, среди этих участников. Ну, в принципе, мы так сделали первый раз, когда ехали на «ИКаР». Это помогает. Сейчас в категории «ИКаР-СТАРТ» команде добавили третьего участника. Это очень здорово, потому что поможет совсем новичков присоединить к опытным ребятам и встроить их в дальнейшем работу…»
Похожие рекомендации дает и Альбина Хакимова, инженер-педагог МБУ ДО ДЮТТ Челябинской области и главный судья категории «ИКаР-ДЕБЮТ»:
«Вот, у нас есть, допустим, проектная группа детей. Это дети, кто уже занимается 3 года и больше. Соревновательная робототехника им уже неинтересна, они хотят развиваться дальше и ищут себя в проектной деятельности. И вот одна из возможностей проявить себя в проектной деятельности, привязанной максимально к реальности, это как раз делать проекты по заданию производства. И команда, соответственно, подбирается тоже уже из таких ребят, кто уже что-то понимает.
Совсем новичкам будет очень сложно участвовать в «ИКаРе», потому что все равно какие-то основы надо знать и робототехники, и 3D-моделирования, возможно, электронные какие-то компоненты, какую-то электронную базу добавлять, чтобы выступить достойно. И прямо вот совсем с сентября начать заниматься и тут же участвовать в конкурсе «ИКаР» — так, наверное, не получится. Надо начинать накануне, с января хотя бы, чтобы базу подготовить. Либо делать смешанную команду. Допустим, три ребенка, которые там навыки конструирования имеют, знакомы с робототехникой. И их дополнять уже какими-то другими ребятами, кто у вас будет отвечать за медиапространство, кто будет отвечать за видеоролики, монтаж, потом презентацию проекта и так далее. Кто будет печатать паспорт, оформление, а потом уже потихонечку они как бы вливаются. То есть параллельно, пока они это делают, взаимодействуют с другими ребятами и подтягиваются до их уровня. Но тут еще желание ребенка, ну, очень сильное должно быть, потому что ему ведь с нуля все изучать, надо приложить усилия.
Лидер в команде определяется самостоятельно, никого там командиром команды не назначают. Скорее всего, это метод наблюдения. Кто из детей не боится. Ну и, конечно, капитан команды — это человек, который ведет переговоры с производством. Это такой мастер коммуникации, отвечает на вопросы, не боится выступать. Не боится взять на себя ответственность.
И дети, они как бы это чувствуют и, в принципе, автоматически его слушают».
А как вы формируете команду? Поделитесь своим опытом!
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!