Как привлечь выпускников на производство. Опыт регионов

05.07.2018

Учебно-методический центр «РАОР» совместно с ГБУ ДО «ДЮТТ» разработали экспериментальную методику по созданию инженерно-технического кластера учебных заведений и промышленного сектора экономики. Методику, которая готовит технологов и автомехаников, через предприятия и кружки дополнительного образования формирует у школьников инженерно-техническое мышление.

Сегодня между профессиональным образованием и производственной реальностью – пропасть. В стране острая нехватка инженерных кадров, а педагогика колледжей и техникумом «заточена» на создание хорошей теоретической базы. Учебные программы вкладывают в головы студентам парадигму, оторванную от практики. Выпускникам требуются годы (которых, как правило, нет) на адаптацию к производству.

Где взять квалифицированных рабочих и талантливых инженеров, адаптированных для работы на высокотехнологичном металлургическом производстве? Ответ прост: вырастить самим! Профориентацией школьников третий год занимается ресурсный центр технического творчества ГБУ ДО «ДЮТТ».

– Запуская проект, – рассказывает Михаил Александрович Бесчастнов, педагог дополнительного образования ДЮТТ, – мы понимали, что стремление к исследовательской деятельности, умение технически грамотно и рационально мыслить не появится у ребенка на пустом месте. Без промышленного сектора экономики выстроить эффективную систему ранней профориентации и практико-ориентированного обучения невозможно. Мы обратились к предприятиям.

Инициативу поддержал «Челябинский трубопрокатный завод» (входит в Группу ЧТПЗ) с уникальной программой «Будущее Белой металлургии». Организация работы в цехах требует от сотрудников высокой квалификации, профессионального мастерства и особого инженерно-технического сознания.

– Государственные учебные программы не заточены на формирование квалифицированного «производственника», – рассказывает Владислав Николаевич Халамов, руководитель учебно-методического центра РАОР. – Остаются кружки дополнительного образования, открытые на базе профильных учреждений. Посещая их, дети увлекаются техническим творчеством, знакомятся с промышленными предприятиями и выбирают будущую профессию.

В 2017 году областной «Дом юношеского технического творчества», «Челябинский трубопрокатный завод» и «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В.Яковлева» заключили трехстороннее соглашение о сотрудничестве. Методику взаимодействия продумали до мелочей. ДЮТТ предоставил оборудование и будущих учеников, техникум – учебные корпуса и педагогов, трубопрокатный завод – программу и специалистов-наставников.

Прошел год. В техникуме открыты четыре группы дополнительного образования для детей с 11 до 14 лет. Под руководством опытных педагогов-практиков школьники обучаются технически грамотно генерировать новые инженерные идеи и воплощать их в проектной документации. Научно-исследовательскую и изобретательскую деятельность ребята ведут по четырем направлениям:

  • 3D моделирование;
  • Робототехника;
  • ТРИЗ;
  • Электромонтаж.

Планируется открытие классов для школьников среднего звена. Кейсы учебных занятий выдают структурные подразделения завода. Под руководством сотрудников ЧТПЗ школьники создают платформы будущих технических узлов, производят расчеты, рисуют модели.

Новая методика охватывает пока только один район и одно учебное заведение. Но ребята, увлеченные техническим творчеством, чувствуют свою причастность к реальному производству. Техникум формирует будущих студентов. Завод «растит» промышленные кадры, которые с большой долей вероятности вернутся после обучения обратно. И это будут не вчерашние выпускники, а реальные производственники, знакомые со спецификой трубопрокатного производства, обладающие высоким профессиональным мастерством, инженерно-техническим мышлением, целеустремленные и инициативные.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!