Инженерная специальность с детского сада. Опыт работы братских учителей

09.01.2019

Никто не будет спорить, что сегодня робототехника является одним из перспективных и ведущих в техническом направлении профессионального самоопределения обучающегося. Своим опытом внедрения робототехники как элемента системы профессионального самоопределения обучающегося поделились педагоги средней общеобразовательной школы №18 из Братска – Дмитрий Викторович Любарский, учитель технологии и Наталия Ивановна Карташева, учитель информатики.

Робототехника – это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой развития производства.

В современной подготовке будущих специалистов необходимо уделять большее внимание развитию их технических компетенций. Уже с ранних лет необходимо прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в цифровую эпоху.

Профессиональное самоопределение обучающегося реализуется на основе предпрофильной подготовки и профильного обучения. В школе разработаны положения о предпрофильной подготовке и профильном обучении на уровне СОО.

В нашей школе предпрофильная подготовка строится на основе реализации четырех основных направлений:

  • Информационный блок (профконсультирование, профориентационная работа).
  • Курсы по выбору.
  • Психолого-педагогическое сопровождение.
  • Работа Школы социального опыта.

Основная цель предпрофильной подготовки в школе: формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования. Школьники должны уметь объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующим способностям и интересам. Рассмотрим как строится предпрофильная подготовка по этим направлениям.

Предпрофильное обучение осуществляется по учебному плану в рамках курсов части, формируемой участниками образовательных отношений.

Занятия робототехники входят в план внеурочной деятельности с 1 по 11 класс.

Работа Школы социального опыта является частью программы развития «Школа адаптивной культуры» и включает в себя следующие направления:

  • Ранняя профориентация младших школьников,
  • Информационно-медийный центр,
  • Итоговое событие «Интеллектуальный хоккей»,
  • Обучение компьютерной грамотности людей пенсионного возраста,
  • Школа «Лучики по работе с детьми с ОВЗ»,
  • Формирование здорового образа жизни,
  • Проект «Сказка - ложь, да в ней намек...» для учащихся 4-х классов,
  • Краудсорсинговая площадка для читающих подростков,
  • Социальное партнерство с МБДОУ «ДСОВ №101».

В начале года обучающиеся 8-классов осуществляют свой выбор по данным направлениям. Часть из них курирует вместе с классными руководителями направление Ранняя профориентация младших школьников.

В рамках социального партнерства с детским садом проводятся занятия по робототехнике, где обучающиеся могут выступить в качестве куратора.

Предпрофильная подготовка для каждого учащегося завершается защитой итогового индивидуального проекта в 9 классе. Продуктом проекта по робототехнике в прошлом году стали такие работы: создание инженерной книги, написание программного кода, разработка элементов умного дома, создание BEAM-роботов, решение сложных конструкторских задач.

На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся обсуждаются:

  • Актуальность проекта;
  • Положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;
  • Ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов
  • Риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта.

Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 2-3 минуты. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося.

На этапе профильного обучения реализуются следующие профили:

  • Технологический профиль,
  • Естественно-научный профиль,
  • Гуманитарный профильия,
  • Универсальный профиль,
  • Социально-экономический.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности.

Из современных моделей профильного обучения мы реализуем внутришкольную и сетевую (интеграционную) модель. В рамках социального партнерства с Братским государственным в начале учебного года состоялись встречи с преподавателями университета, проанализированы учебные планы и запросы учащихся профильных классов. В результате утверждены программы занятий на базе БрГУ по математике, информатике и физике, энергетике.

В нашей школе ежегодно проводятся образовательные события Наумов день, День семьи. Ребята, занимающиеся робототехникой, демонстрируют свои разработки, проводят соревнования для родителей и учащихся, рассказывают о новых достижениях в области современных технологий.

Обучающиеся НОО, ООО, СОО принимают активное участие в конкурсах и соревнованиях по робототехнике всех уровней: от муниципального до федерального.

В региональном фестивале науки и робототехники, организаторами которого являются Братский государственный университет и Лицей №1.

В региональном робототехническом конкурсе «РобоБум» в г.Иркутске.

В главном технологическом фестивале РобоСиб в г.Иркутске

В Окружном фестивале «РобоФест — Западная Сибирь» в г.Омске

Во Всероссийском технологическом фестивале Profest, г.Москва

Ребята, которые занимаются робототехникой, приходят к осознанному выбора профиля, соответствующего их способностям и интересам. Они выбирают технологический профиль на основе личного опыта, который формируется благодаря профориентационной работе в начальной школе и предпрофильной подготовке. Команда «Снежный барс», представителями которой являются обучающиеся технологического профиля 10 класса уже второй год являются победителями Главного технологического фестиваля РобоСиб в г.Иркутске в направлении «РобоКарусель». Они занимаются разработкой реальных проектов, которые в будущем могут стать технической основой развития производства.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!