Использование перворобота Лего Education WeDо™ во внеурочной деятельности в коррекционной школе

28.01.2015

Использование перворобота Лего  Education WeDо™ во внеурочной деятельности в коррекционной школе

Кулумбетова Гадиля Катиповна

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида № 12 г. Челябинска

Робототехника вошла в мир в середине ХХ века. Основой робототехники были техническая физика, электроника, измерительная техника и многие другие технические и научные дисциплины. В начале ХХI века робототехника является одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека.

Школа – это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники, прививать к ней интерес учащихся, а затем и к автоматизированным системам. Образовательная робототехника во внеурочной деятельности в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) позволяет использовать при проведении занятий элементы конструирования и программирования, что способствует развитию познавательных интересов, интегрированию знаний по информатике и физике с развитием инженерного мышления через техническое творчество слабослышащего ребенка.

Огромное разнообразие технических средств дает учителю возможность сделать познание окружающего мира увлекательным для ребенка любого возраста. Одной из таких новинок являются наборы Лего Education, включающие конструкторы, специально созданные для младших школьников, в том числе и популярный ПервоРобот Лего Education WeDо™. Он предназначен для учеников 2– 4-х классов.

Входящие в набор 158 элементов позволяют сконструировать и запрограммировать большое количество подвижных и разнофункциональных роботов. В инструкции описано пошаговое конструирование 12-ти моделей, которые учитель может использовать как в урочное, так и во внеурочной деятельности.

ПервоРобот Лего Education WeDо™ представляет собой не только средство развития памяти, внимания, мышления, сенсорики учащихся, но и средство, помогающее формировать универсальные учебные действия (УУД), как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Анализируется возможность использования конструкторов Лего WeDo, как средства развития различных компонентов регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников. Использование конструктора ПервоРобот Лего Education WeDо™ во внеурочной деятельности в процессе выполнения творческой работы способствует развитию у учащихся умения слушать собеседника и вести диалог, умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Таким образом, главная цель современного школьного образования –научить детей учиться, т.е. самостоятельно ставить перед собой учебные цели, разрабатывать пути их достижения, оценивать свои достижения. В соответствии с ФГОС это становится возможным благодаря формированию совокупности универсальных учебных действий, представленных четырьмя блоками: личностным, регулятивным, познавательным и коммуникативным.

Особый интерес представляют для нас регулятивные УУД, которые отражают способность учащегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценку).

Какие же регулятивные УУД можно развивать у младших школьников, используя в учебной деятельности конструктор ПервоРобот Лего Education WeDo™?

  1. Развитие способности к целеполаганию. Самостоятельно разрабатывая модель робота, ребенок учится ставить перед собой учебную задачу.
  2. Развитие способности к планированию. Поставив перед собой цель, учащийся составляет план деятельности по созданию нового робота или модификации знакомой модели. При этом ребенок учится действовать как по имеющимся в инструкции схемам, так и по схемам, разработанным им самостоятельно. Указания по выполнению плана могут быть как письменными или графическими, так и устными.
  3. Развитие способности к прогнозированию. Младший школьник учится предвидеть результаты своей деятельности, выбирая различные способы выполнения одного и того же задания, так как, изменяя схему или последовательность сбора модели, он получает различные варианты одного робота.
  4. Формирование действия контроля. Получив ту или иную модель, учащийся имеет возможность самостоятельно проверить правильность ее выполнения. При этом ребенок может объективно оценить не только результат своей деятельности, но и работу своих одноклассников.
  5. Формирование действия коррекции. Обнаружив ту или иную ошибку в своей работе, младший школьник имеет возможность внести коррективы на любой стадии сборки модели. Он учится критично относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих. Таким образом, происходит формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  6. Развитие способности к оценке. Младший школьник получает возможность сравнивать свою модель с моделями одноклассников, а значит, способен оценить уровень выполнения своей работы: сложность, функциональность, внешнюю эстетичность, рациональность робота. На основе полученных результатов ребенок может сделать выводы об уровне своих знаний и умений.
  7. Формирование волевой саморегуляции. Процесс сборки модели требует терпения. Если по каким-то причинам учащемуся приходится выполнять работу сначала, возвращаясь к уже пройденной стадии, ему необходимо приложить некоторое волевое усилие для успешного устранения недочетов. При общении с напарником по заданию ребенку необходим самоконтроль, поскольку в ходе планирования или выполнения модели у детей могут возникать разногласия.

Отдельно хотелось бы остановиться на привлекательности ПервоРобота Лего Education WeDo™ для младших школьников.

Во-первых, с поделками из деталей конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не всегда пригодны для организации развивающей и познавательной игры.

Во-вторых, при использовании конструктора Лего у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков, что «гарантирует» ему переживание состояния успеха. И, наконец, конструктор безопасен: работая с ним, ребенок не рискует порезаться, попасть в глаз карандашом или проглотить ядовитый химический состав.

На основе учебного конструктора ПервоРобот Лего Education WeDo™ учащиеся на занятиях во внеурочной деятельности изучают функциональность роботов, рассматривают работу сенсоров и двигателей, конструируют различные модели роботов и пишут программы для управления ими. Это можно продемонстрировать на примере занятия по теме «Робот Лего WeDo – исполнитель алгоритмов».

Технологическая карта учебного занятия 

Автор

Кулумбетова   Гадиля Катиповна, учитель начальных классов

Класс

2

Предмет

Внеурочная деятельность.   Кружок «Легоконструирование»

Тема

«РоботЛегоWeDo – исполнительалгоритмов»

Цель

Систематизация знаний по теме «Алгоритмы» (на примере   работы роботов   Лего WeDo);

-- ознакомление с образовательной робототехникой   с помощью конструктора ПервоРобот Лего WeDo (Лего EducationWeDoConstructionSet);

-- развитие интереса к образовательной робототехнике;

-- развитие творческой личности

Задачи

Регулятивные:

-- систематизировать и обобщить   знания по теме «Алгоритм»;

-- научиться программировать с помощью программы   Лего Education WeDo.

Познавательные:

-- изучение робототехники, создание собственного   робота;

-- умение программировать с помощью Лего WeDo;

-- экспериментальное исследование, оценка (измерение)   влияния отдельных факторов.

Коммуникативные:

-- развить   коммуникативные умения при работе в группе или команде.

Личностные:

-- развитие памяти и мышления

Планируемые результаты

Знать: линейный и циклический алгоритмы работы собранного робота;

уметь: программировать роботов с помощью программы Лего Education WeDo

Основные понятия и термины

Алгоритм, модель, робот, циклический, линейный

Источники информации

Программное   обеспечение ПервоРобот Лего® WeDo™ (Лего Education WeDo Software).

ИнструкциядляработыскомплектомЛегоWeDo9580

ЦОР

ЦОР «Алгоритм»

Средства обучения.

ПКIntel(R)Celeron(R)CPU430

ПОMicrosoftOfficePowerPoint2003

Проектор

ПервоРоботЛего WeDo. Ресурсный   набор (9585) 

Книга для   учителя компании Лего System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания;   авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва.

Дополнительные элементы к ПервоРобот Лего WeDo

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте!

Дружно встали,

Тихо сели,

Друг на друга посмотрели.

Сладко, сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Начинаем наш урок!

Учащиеся проговаривают и повторяют движения
Сообщение темы и цели урока

- На прошлом уроке вы познакомились с важной темой.

- Какой?

- Сегодня мы продолжим изучение темы «Алгоритмы», познакомимся с одним из самых распространенных исполнителей алгоритмов «вживую»

- настоящим роботом- краном

Алгоритм Читают тему урока: «Робот Лего WeDo – исполнитель алгоритмов»
Фонетическая зарядка

1) Проверка тренировочных фраз:

Какое сегодня число?

Какой сейчас урок?

Кто дежурный в классе?

2) Работа над звуком [с].

Читайте хорошо слоги, слова. Контроль произношения.

3) Словарь.

Прочитайте слова, которые сегодня встретятся на уроке, и запомните их

Ответы учащихся. -- Сегодня десятое сентября.

- Сейчас урок лего-конструирования.

- Сегодня дежурит Олеся. Дети читают хором, по одному, хорошо проговаривая звук [с].

С - са - ства

С - со - сво

С - ст - стру

С - ис -испо

Чтение терминов.

Конструктор, робот-исполнитель, алгоритм,

цикл-циклический

линия-линейный

Повторение теоретического материала предыдущего урока

Вводное слово.

Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.д.

Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, вы хорошо знаете, как заварить чай. Но допустим, нам надо научить этому младшего брата или сестру. Значит, нам придется четко указать действия и порядок их выполнения.

Что это будут за действия и какой их порядок?

Учащиеся составляют правило заваривания чая.

1. Вскипятить воду.

2. Окатить заварочный чайник кипятком. 3.

Засыпать заварку в чайник.

4. Залить кипятком.

5. Закрыть крышечкой.

6. Накрыть полотенцем. Обучающиеся отвечают на предложенные вопросы, а учитель демонстрирует правильные ответы на слайдах.

Проверка домашнего задания

Предъявление вопросов:

- Давайте ответим на следующие вопросы:

Что такое алгоритм?

Для чего нужны алгоритмы?

Что такое линейный алгоритм?

Что такое циклический алгоритм?

Кто такой исполнитель?

Учащиеся отвечают на вопросы Алгоритм – описание последовательности действий:

- для решения поставленной задачи за конечное число шагов;

- описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке;

- описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено заданное условие;

- робот, способный выполнить действия по алгоритму

Физминутка

Сейчас мы сделаем физминутку тоже по составленному алгоритму:

1. Мы подуем высоко: -с-с-с (на носочки).
2. Мы подуем низко: -с-с-с (присесть).

3. Мы подуем близко: -с-с-с (руки ко рту)

Ученики выполняют движения по заданному алгоритму и проговаривают стихотворение
Практическая работа: разработка алгоритма для робота

- Теперь давайте обратимся к нашим роботам (на данном уроке это краны, созданные без инструкций), которые мы собирали на прошлом занятии.

 - Попробуем в специальной программе составить алгоритм, который они будут исполнять с помощью вот таких команд:

1. Начать исполнение алгоритма.

2. Мотор по часовой стрелке.

3. Мотор против часовой стрелки.

4. Стоп мотор.

5. Включить мотор на определенное время.

6. Пауза.

7. Повторение действия или набора действий(цикл).

8. Ввод числа.

Задание 1: Написать линейный алгоритм, с помощью которого кран будет опускать стропу на стол (или пол), не касаясь его, а затем поднимать ее обратно.

Сначала определим, какие команды нам понадобятся, в какую сторону должен крутить мотор, промежуток времени работы мотора и последовательность выполнения команд.

Примечание:время работы мотора в каждом отдельном случае будет разное, если высоту крана не делать одинаковой во всех группах.

Задание 2: Изменить созданный линейный алгоритм на циклический (возможно задать количество повторений цикла)

На парте у учеников модели кранов.

Учащиеся вместе с учителем составляют алгоритм для роботов

Учащиеся составляют циклический алгоритм

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Итак, ребята, давайте подведем итоги нашей работы.

- Что мы делали на уроке?

- Какие виды алгоритмов мы с вами сегодня рассмотрели на практике?

- Алгоритмы важны в жизни?

Ответы учащихся. Линейный и циклический алгоритмы
Этап информации о домашнем задании Объяснение выполнения домашнего задания. Подумать и изобразить схематично пример собственного робота-исполнителя и написать алгоритм его работы на естественном языке

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!