Как сделать машину-эвакуатор? Проект

09.01.2024

Как сделать машину-эвакуатор? Проект

Предлагаем вашему вниманию проект машины-эвакуатора. Методический материал разработала и прислала Матвеева Елена Юрьевна, воспитатель СП ГБУ СОШ №1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза С.В. Вавилова с. Борское муниципального района Борский Самарской области — детский сад «Колокольчик».

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность.

Конструктивная деятельность — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети создают разные конструкции, модели из строительного материала и деталей конструкторов. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей. Дошкольное детство является наиболее сенситивным временем в жизни каждого малыша, это важнейший жизненный период каждого человека. Именно в этот период закладывается фундамент психофизического здоровья, создаются основы интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер личности.

Конструирование является одним из самых часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а также речи, мышления, воображения, внимания, памяти, интеллекта у детей.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Проблема детского творческого конструирования является актуальной проблемой, и мы её решаем в нашем детском саду в процессе проектной деятельности. Одним из которых мне бы хотелось поделиться

Проект «Машина-эвакуатор» помогает решить эту проблему через получение новой информации о специальных машинах. Через знакомство в доступной для дошкольников форме с техническими устройствами, которые используют в своей работе при конструировании техники. Решение изобретательных задач — придумать и сконструировать специальную машину эвакуатор, которая облегчит труд людям по перемещению неисправных транспортных средств. Данный проект способствует созданию условий у детей к активно-преобразующему отношению к миру.

Цель проекта:

Сформировать у детей умение строить машину эвакуатор из Тико-конструктора, выбирая верную последовательность действий, приемы соединения, сочетание форм и цветов. Сформировать умение строить подъёмный механизм, используя конструкторы  «Техно» и «Металлический конструктор».  Развивать у детей навыки индивидуального и совместного конструирования. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Задачи проекта:

  • Расширить представление о транспорте.
  • Закрепить представление о видах специализированного транспорта.
  • Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
  • Формировать умение мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое.
  • Учить детей индивидуальному и совместному конструированию из ТИКО – конструктора, собирать из деталей конструктора  «Эвакуатор».
  • Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки.
  • Сформировать математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии.
  • Обучать правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
  • Развивать самостоятельность при работе со схемами.
  • Развивать внимание, память, мышление, способность сосредоточиться.
  • Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
  • Формировать бережное отношение к ТИКО - конструктору.
  • Воспитывать усидчивость, выдержку, дружеские взаимоотношения, уважение своего и чужого труда.

Этапы работы над проектом

Предварительная работа:

  • Продумывание, проблемы и игровой ситуации.
  • Подготовка схем для конструирования.
  • Подготовка наборов, индивидуально для каждого ребенка.
  • Организация предметно-пространственной среды.

Итог проекта: Расширение знаний детей о «машине-эвакуаторе», развитие умения строить из ТИКО-конструктора. Развитие навыков коллективной работы. Развитие интереса к творческой деятельности.

Вид проекта:

По продолжительности: краткосрочный.

По количеству участников: фронтальный.

По характеру контактов: в рамках детского сада «Колокольчик».

Тип проекта: познавательно-творческий.

Сроки реализации проекта: 10.01.2023 г. – 20.01.2023 г.

Состав участников: дети старшей группы, воспитатель: Матвеева Е.Ю.

Межпредметные связи (интеграция образовательных областей)

  1. Познавательное развитие

Содержание:

  • Просмотр презентации «Специальные машины».
  • НОД по конструированию «Транспорт».
  • Игра в настольное лото по тематике «Транспорт».
  • Наблюдение на прогулке за работой эвакуатора, перевозкой неисправных машин.

Задачи:

  • Уточнить и закрепить знания детей о специальной технике, их назначении и пользе для человека.
  • Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни.
  • Знакомить с деталями ТИКО-конструктора.
  • Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности.
  1. Речевое развитие

Содержание:

  • Беседа-обсуждение «В чем заключается важность специальной машины эвакуатор».

Задачи:

  • Воспитывать у детей умение слушать друг друга, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
  • Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессию, глаголы, характеризующие трудовые действия.
  • Расширять словарный запас детей, учить высказывать свое мнение.
  1. Социально-коммуникативное развитие

Содержание:

  • Дидактическая игра «Специальная техника».

Задачи:

  • Закрепление знаний о профессии в различных играх.
  • Формировать умение анализировать свои действия в игре, планировать размещение в пространстве.
  • Формировать умение ответственно относиться к порученному заданию, умение и желание доводить дело до конца, стремление делать его хорошо.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: наборы ТИКО конструктора «Фантазёр», «Архимед».

Наглядный материал: предметные и сюжетные картинки по теме, проектор, ПК, презентация.

История вопроса и существующие решения проблемы

Наблюдая на прогулке за работой эвакуатора, ребята заинтересовались этой машиной и предложили сделать такую модель техники для игры в группе.

Воспитатель разработала план проекта по изучению машины-эвакуатора и созданию новой модели.

Процесс подготовки и реализации проекта

В ходе проекта с детьми проводились познавательные беседы, презентации «специальная техника», рассматривали книги, картинки о различных видах специальных машин. Дети узнали, что эвакуатор — это специальное транспортное средство, предназначенное для погрузки, разгрузки и перевозки автомобилей в случае их поломки, аварии, нарушения водителем ряда правил дорожного движения. Эвакуатор был изобретён в 1916 году американцем Эрнестом Холмсом. На изобретение его вдохновил случай, когда пришлось вытаскивать автомобиль из ручья, используя канаты и помощь людей. Так появился первый реально работающий грузовик-эвакуатор, оснащённый лебёдкой.  

Оперативная помощь на дороге пользуется большим спросом, поскольку количество автомобилей растёт, и никто не знает, когда именно потребуется помощь: сломался автомобиль или попал в аварию. Очень эффективно использование погрузчика, оборудованного краном манипулятором. Повреждённая машина закрепляется ремнями и поднимается на платформу эвакуатора. Погрузка транспортного средства эвакуатором — это непростая операция, требующая особых навыков и умений. Во время эвакуации транспортного средства следует соблюдать меры безопасности. Большинство эвакуаторов оснащены лебёдками и стрелами для того, чтобы можно было поднять транспортные средства из труднодоступных мест. В мире производят различные по размеру модели эвакуаторов — от тяжёлых до лёгких.

Создание модели «Машина-эвакуатор»

Итогом проекта стало создание модели «Машина-эвакуатор».

Модель «Машина-эвакуатор» построена с использованием конструктора ТИКО (детали: квадрат со стороной 5 см, квадрат со стороной 10 см, прямоугольник со сторонами 5*10 см, треугольник прямоугольный с катетом 5 см, колесо с выступами и отверстиями для крепления).

Подъёмный механизм машины собран с применение конструктора «Техно» и «Металлического конструктора». Подъёмный механизм состоит из поворотной платформы, раскладной стрелы и тросовой лебёдки для подъёма и опускания (эвакуации) другого автомобиля. Машина имеет 6 колес (колёса вращаются), подъёмный механизм. Длина модели  55 см, высота 27 см. Машина-эвакуатор собиралась по замыслу участников проекта.

Трудности при создании модели «Машина-эвакуатор»

Отсутствие электронных устройств сделало модель менее функциональной.

Перспектива развития проекта

В будущем планируем с помощью механических и электронных устройств усовершенствовать данную модель и поделиться в социальных сетях новой моделью машины-эвакуатора для обмена опытом с педагогами других детских садов.

Этапы сборки «Машины-эвакуатор»

1 этап. Сборка кабины машины

 

2 этап. Соединение  кабины и платформы

   

3 этап. Сборка подъёмного механизма

    

4 этап. Сборка и крепление подъёмного поворотного  механизма к корпусу машины

 

 «Первое испытание эвакуатора»

 

Выводы

В результате проекта дети узнали много об истории создания машины-эвакуатора. Узнали о важности и необходимости применения данной техники. Дети овладели необходимыми навыками и умениями конструирования из ТИКО-конструктора, умениями работать по схемам. Приобрели навык решения творческих задач в ходе реализации проекта. Дети приобрели опыт при составлении плана действий и решении его практически. Научились работать в команде.

Литература

  1. Занимательные эксперименты и опыты - М.: АЙРИС-пресс, 19-128 с.
  2. Кайе В. А. «Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет»-М. : ТЦ Сфера, 2020.-128с.
  3. Конструирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС. /М. С. Ишмакова – М.: Изд. полиграф «Маска», 2018.- 100 с.
  4. Начальное техническое моделирование: сборник методических материалов/под. ред. Космачевой М. В. -М. : «Перо», 2019.-112 с.
  5. Интернет ресурсы.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!