Как создаются мультфильмы: опыт педагога

03.06.2025

Как создаются мультфильмы: опыт педагога

Представляем вашему вниманию опыт создания Lego-мультфильмов со старшими дошкольниками в детском саду. Методический материал разработали и прислали Татаринцева Наталья Владимировна и Семенова Оксана Анатольевна, воспитатели СП ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза С. В. Вавилова — детский сад «Колокольчик» с. Борское Самарской области.

ФОП ДО предполагает развитие дошкольника в пяти образовательных областях. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать любознательность детей, их познавательную и творческую активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании, самовыражении, творческой конструктивной деятельности. Одним из современных факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника, его познавательную и речевую активность, является развитие информационно-коммуникационных технологий. Большую роль в развитии ребенка-дошкольника играют мультфильмы.

При грамотном педагогическом подходе интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста.

В настоящее время познать азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающего режиссёра-мультипликатора, оператора можно уже в детском саду.

Смотреть мультфильмы любят все: и дети, и взрослые. Однажды с детьми подготовительной группы произошел разговор, как делаются мультфильмы. Просматривая материал по интересующей теме и обсуждая его с детьми, мы поняли, что мультипликация — это не просто движущиеся картинки, это законченные художественные произведения. Мультфильмы учат детей распознавать добро и зло, помогают найти выход из сложных ситуаций, знакомят с окружающим миром. Мы предложили детям попробовать создать свой мультфильм. А для его создания использовать Lego-конструктор.

Конструктор Lego — это занимательный материал, который способствует решению задач всестороннего развития, воспитания и образования: речевого развития, формирования математических представлений, развития конструкторских навыков, формирования коммуникативных навыков детей (распределение обязанностей при работе в паре или в подгруппе), ознакомления с окружающим, овладения компьютерными технологиями и др.

Таким образом, создание мультфильмов с использованием конструктора Lego оказывает влияние на все аспекты развития личности ребёнка.

Этапы работы над мультфильмом

Создание мультфильма — это длительный процесс, включающий в себя разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др.

В процессе предварительной работы с детьми проводим беседы о мультипликации: рассказываем об истории, профессиях людей, участвующих в создании мультфильма, просматриваем мультфильмы, выполненные в различных техниках. Далее готовим все необходимые материалы:

  • Фотоаппарат, видеокамера;
  • Штатив;
  • Дополнительное освещение (лампа);
  • Компьютер, программы для создания мультфильма;
  • Диктофон, микрофон;
  • Материалы для создания фона, персонажей в зависимости от выбранной технологии.

Затем приступаем к самому процессу создания мультфильма. Сам съёмочный процесс включает в себя несколько этапов:

  • Разработка сюжета мультфильма.
  • Съёмочный процесс.
  • Озвучивание.
  • Монтаж.
  • Просмотр готового мультфильма.

На первом этапе мы придумываем сюжет будущего мультфильма — для чего, с какой целью создается мультфильм, что мы хотим рассказать зрителю. Пишется сценарий, который, как правило, строится на основе литературного произведения или придуманного самими детьми сюжета. Затем мы приступаем к изготовлению героев и конструированию декораций, подготовке фона.

Следующий этап — организация съемки мультфильма, которая предполагает выставление дошкольниками каждого кадра мультфильма, отражающих движение персонажей, их мимику, жесты и прочее. Используя штатив и неподвижные источники света, мы фотографируем каждый кадр либо снимаем на видеокамеру сцены мультфильма, диалоги героев, учитывая смену ракурсов, дальнего и ближнего планов. Чем большее количество кадров отснято, тем плавнее и правдоподобнее будет мультфильм.

Организация деятельности по озвучиванию мультфильма заключается в распределении ролей между дошкольниками (необходимым условием является участие в постановке каждого ребенка), разучивании текста произведения, диалогов и монологов. Далее осуществляется звукозапись текста с использованием микрофона, диктофона и компьютерной программы. Это довольно сложно, важно, чтобы произнесённый текст совпадал с движениями персонажей. Поэтому мы с детьми вначале озвучиваем мультфильм, а затем его снимаем.

   

Далее осуществляется монтаж отснятого материала в различных программах, удобных пользователю. Производит его воспитатель: выставляет кадры в строгой последовательности, накладывает звукозапись текста, музыку, титры.

В титрах вы можете не только указать фамилии педагогов и детей — создателей мультфильма, но и включить видео или фотоматериалы процесса создания.

   

Заключительная часть деятельности по созданию мультфильма предполагает совместный просмотр готового мультипликационного продукта. Когда дети смотрят самодельные мультфильмы, они радуются результату и гордятся своим участием в создании фильма. Ведь работая над созданием проекта, дети видели на каждом этапе наглядный практический результат, участвовали в общем деле, воплощали свои идеи. Все участники проекта были вовлечены в процесс познания: происходил обмен идеями, знаниями, способами действия. Кроме того, дети приобрели совершенно новые знания и навыки, так как до работы над проектом никто из них не пробовал фотографировать, делать «раскадровку», озвучивать героя собственного мультфильма.

Затем мы делаем презентацию мультфильма в детском саду для детей других групп, родителей, сотрудников.

Прежде чем приступить к созданию Lego-мульфильмов с детьми, мы попробовали провести данный вид работы с педагогами детского сада: прошли все этапы создания мультфильма.

Не забыли мы и о родителях, совместными усилиями нами был создан мультфильм по сказке местного автора С. Александровой «Как сосны и березы поссорились».

В копилке наших воспитанников уже имеются мультфильмы:

 «Азбука дорожной безопасности

«Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте»

В рамках подготовки к Всероссийскому фестивалю детского творчества «Космофест» подготовили мультфильмы «Первый» (о выходе в космос А.А.Леонова) и «Полет в космос»

Сейчас наши воспитанники работают над созданием мультфильма «Путешествие по родному краю» к юбилею села.

В рамках работы мы представляли полученные результаты детям из других детских садов нашего села, провели мастер-класс по созданию LEGO-мультфильма для педагогов малокомплектных детских садов Борского района, а также организовали для родителей конкурс, который называется «Лего-Фантазеры». Участники фестиваля создавали видео на основе фотосъёмки и использования конструктора LEGO, разработали уникальные сценарии, самостоятельно записывали озвучки и монтировали мультфильмы на мобильных телефонах.

Организованная деятельность по созданию мультфильмов старшими дошкольниками позволяет решать образовательные задачи, формировать навыки работы в коллективе, сотрудничества и взаимопомощи, развивать творческие способности старших дошкольников, активизировать познавательные процессы и предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности.

Список литературы

  • Климова С. Конструктор LEGO как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения старших дошкольников / С. Климова, Ю. Чилиланова. – Дошкольное воспитание. – 2019. – №4.
  • Короткова В.Ф. Создание и использование Lego-мультфильмов в современном образовательном процессе ЛОО» / В.Ф. Короткова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: sozdanie_i_ispolzovanie_lego-multfilmov.docx (live.com)
  • Мозговая С.В. Использование технологии мультипликации на основе ЛЕГО – конструирования как средства комплексного развития воспитанников старшего дошкольного возраста. Методические материалы / С.В. Мозговая, Е.В. Свиридова, Е.А. Курчина [и др.] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://beliro.ru/uploads/attachedfiles/3181/madou-74-lider-innovaczij.pdf (дата обращения: 22.12.2022).
  • «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION) / В.А. Маркова, Н.Ю. Житнякова. – ЭЛТИ – КУДИЦ, 2017.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!

Наш сайт использует сервис "Яндекс.Метрика" и файлы cookies на вашем устройстве в соответствии с политикой обработки персональных данных и условиями использования сервиса "Яндекс.Метрика"

* Для запрета сбора данных вы можете использовать расширение для броузера "Блокировщик яндекс метрики"