Конспект занятия «Фильтрация воды»

26.12.2016

Конспект занятия «Фильтрация воды» Конспект занятия «Фильтрация воды»

Пенкина Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДЮТТ Челябинской области

Конспект занятия по естественно-научному направлению для учащихся с 1-4 классы на тему «Фильтрация воды. Через какой тип почвы вода просачивается быстрее всего?»

Образовательная деятельность: знакомство с окружающим миром.

Цель: узнать какой тип почвы быстрее пропускает воду.

Задачи:

образовательные:

  • закреплять и расширять знания о воде и почве,
  • продемонстрировать, что под действием силы тяжести вода проходит сквозь почву вниз,
  • понять, что чем мельче частицы почвы, тем сильнее почва замедляет движение воды,
  • осваивать методики проведения простых и наглядных опытов;

развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление,
  • мелкую моторику пальцев рук,
  • умение работать в команде;

воспитательные:

  • воспитывать аккуратность,
  • формировать умение доводить начатое дело до конца.

Предварительные замечания

Каждый учащийся должен собрать собственные образцы типов почвы – песка, гравия, верхнего слоя почвы, гумуса (перегноя) или глины. Такое домашнее задание имеет смысл дать за 2-3 дня до эксперимента.

Завершение работы (процесса фильтрации) следует организовать так, чтобы почва осталась пригодной для повторного использования. Учащимся надо внимательно, следит за тем, чтобы не выбросить медный фильтр вместе с образцом почвы. Если материалы не выходят из фильтровальных труб, оставьте их сохнуть на ночь. Закончите работу на следующий день. Почву ни в коем случае нельзя смывать в канализацию.

Материалы:трубка для фильтрования или воронка, емкость для фильтрования (колба или стакан, объемом 150 мл), соединитель трубок для фильтрования, большая мензурка, маленькая мензурка, ложка, фильтр (медный, фильтровальная бумага, марля и т.д.).

Дополнительно: вода; различные типы почвы, например песок, гравий, гумус; секундомер.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, какие типы почв вы знаете?

Ребята: Земля, песок, глина.

Педагог: Молодцы! А через какой тип почвы быстрее просачивается вода?

Ребята: Песок

Педагог: А как размер частиц почвы может влиять на движение воды?

Ребята: Через крупные частицы быстрее, через мелкие медленнее.

Педагог: А за счет чего вода проходит сквозь почву? На этот вопрос мы ответим с вами после практического задания, а сейчас проверим правильно ли мы с вами ответили на вопросы.

Практическое задание.

Соберите образцы почвы ложкой в мензурку емкостью 75 мл (желательно, чтобы группы использовали разный тип почвы или каждой было минимум 3 типа почвы). Поместите воронку в емкость для фильтрования. Установите фильтр в воронку. Ложкой положите почву из маленькой мензурки в фильтровальную систему. Заполните большую мензурку водой до отметки 100 мл. Налейте воду в фильтровальную систему. Определите по часам (или секундомеру), сколько времени требуется для просачивания воды через каждый тип почвы.

Выводы: вода задерживается в почве или проходит через нее в зависимости от типа почвы; Чем мельче частицы почвы, тем сильнее почва замедляет движение воды. Под действием силы тяжести вода проходит сквозь почву вниз.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!