21.04.2022

Методическая копилка: конструируем диких птиц

Методическая копилка: конструируем диких птиц

Конспект подгруппового интегрированного логопедического занятия по совершенствованию грамматического строя речи с детьми 3-4 лет по теме «Дикие птицы». Разработали и прислали Никитина Анна Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ № 15 г. Кандалакша, и Рубенко Елена Михайловна, воспитатель МБДОУ № 15 г. Кандалакша.

Цель: формировать у детей представление и знания о зимующих птицах, закреплять названия зимующих птиц.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать навык практического употребления существительных множественного числа в родительном падеже с опорой на игру «Один-много»;
  • Формировать умение правильно образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами с опорой на игру «Назови ласково»;
  • Формировать умение образовывать глаголов от звукоподражаний опорой на дидактическое упражнение «Кто как голос подает?»;
  • Закреплять знание названий деталей Lego, употреблять сущ. их в Р.п. ед. числа;
  • Развивать умение конструировать модель птицы по образцу;
  • Совершенствовать навыки конструирования;
  • Воспитывать любовь к живой природе;

Оборудование: демонстрационный материал — фетровые фигуры зимующих птиц; коврограф; музыкальная колонка, схемы для составления предложений, тарелки с крупой и семенами подсолнечника, мяч, наборы Lego на каждого ребенка, пластины, образец модели «Птица», костюм Самоделкина.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: Дети, отгадайте загадку и узнаете, кто прилетел к нам на занятие.

Чик-чирик!
К зернышку прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?  

(Выставляется плоскостная фигурка воробья)

Дети: Воробей.

Логопед: Правильно! Дети, а почему воробей такой грустный?

(Ответы детей)

Логопед: В парке ему очень скучно, он просит нас помочь найти ему друзей. Дети, а вы сможете помочь воробью?

Дети: Да.

II. Основной этап.

  1. Беседа о зимующих птицах

Логопед: С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А маленький шустрый воробей остался зимовать. Птицы, которые остаются зимовать, называются зимующие. Где можно встретить зимующих птиц?

Дети: Зимующих птиц можно встретить в лесу, в парке, в роще…

Логопед: Сегодня мы вместе отправимся в лес и поможем воробью найти друзей. В лесу много снега, надо высоко поднимать ноги, чтобы не увязнуть, не провалиться в снег.

(Играет музыка «Пение птиц». Сопровождаемые логопедом, дети приходят на лесную поляну).

  1. Дидактическое упражнение «Кто как голос подает?»

(Образование глаголов от звукоподражаний с элементами логоритмики)

Логопед: Вот мы и оказались на лесной поляне. Закройте глаза и прислушайтесь.

(Включается запись голосов птиц, дети слушают, отгадывают, говорят.)

Логопед: Голос, какой птицы услышали вы? Я услышала синицу. Синица поет: тен-тень-тень. Потенькаем, как синица. Синица что делает? Синица тенькает.

Ответы детей по образцу педагога.

Дети: Я услышал ворону.

Логопед: Как кричит ворона?

Дети: Ворона кричит: кар-кар-кар.  

Логопед: Покаркаем, как ворона. Ворона каркает.

Дети: Я услышала воробья.

Логопед: Воробей чирикает: чив-чив-чив. Почирикаем, как воробей. Воробей чирикает.

Дети: Я услышал голубя.

Логопед: Голубь воркует: гуль-гуль-гуль. Поворкуем, как голубь. Голубь воркует.

  1. Дидактическая игра «Назови ласково»

(Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

Логопед: Птиц мы слышим, но не видим. Они нас бояться и не подлетают близко. Чтобы птицы нас не боялись, назовите птиц ласково.

(Перед ответом ребенка на коврографе появляется фетровая фигура птицы).

Воробей — Воробушек
Синица — Синичка
Голубь — Голубок
Снегирь — Снегирек
Ворона — Воронушка
Сорока — Сорокушка.

  1. Лексико-грамматическая игра с мячом «Один - много»

(Образование множественного числа существительных)

Логопед: Дети, посмотрите, как много птиц прилетело. Я буду бросать мяч и называть одну птицу, а вы назовете, когда их несколько.

Воробей — Воробьи

(Ответы детей по образцу педагога).

Синица — Синицы
Ворона — Вороны
Сорока — Сороки
Голубь — Голуби

Логопед: Молодцы, мне показалось, что друзей у воробья стало еще больше.

  1. Дидактическая игра по развитию речи «Закончи предложение»

Птица лети, а птицы … летят
Воробей прыгает, а воробьи … прыгают
Ворона каркает, а вороны … каркают.

  1. Физминутка

Логопед: Стало холодно в лесу и шустрый воробей приглашает нас на веселую разминку.

Веселая разминка

(Звучит музыка «В мире животных», дети встают в круг и имитируют движения птиц)

Логопед:

Полетайте,  как птицы.
Попрыгайте, как воробьи.
Покормите птиц.

Логопед: Молодцы, согрелся воробей. Подойдите к своим столам, сядьте.

  1. Составление предложений по графической схеме «Чем покормим птиц?»

Логопед: Зима страшна птицам голодом, а не холодом. Поэтому зимой птиц обязательно нужно подкармливать. Дети, чем можно покормить птиц?

Дети: Птиц можно покормить семечками. Птиц можно покормить пшеном. Птиц можно покормить зерном.

Логопед: А у меня есть семечки, пшено и хлебные крошки. Составьте предложение по схеме, а потом покормите птиц, положив корм к ним в кормушку.

(На столах у детей графические схемы для составления предложений  и тарелки с пшеном, семенами подсолнуха и хлебными крошками).

Логопед: Я покормлю сороку семечками.

Дети: Я покормлю синицу пшеном. Я покормлю ворону семечками.

  1. Работа с семенами подсолнечника и крупой в технике вдавливания на готовом шаблоне, покрытом пластилином.

(Развитие тонкой моторики пальцев рук, кистевого праксиса)

  1. Конструктивная деятельность.

В группу на самокате заезжает Самоделкин.

Самоделкин: Здравствуйте, дети. Меня зовут Самоделкин! Я — мастер на все руки. Как у вас много картинок с разными птицами. Что это за птицы?

(Ответы детей)

Самоделкин: Почему они называются зимующими?

(Ответы детей)

Самоделкин: А вы хотите, чтобы я вас научил конструировать модели птиц из любимого конструктора Lego? Этих птиц вы точно сможете накормить зернами и крупой!

(Ответы детей)

Самоделкин: Только сначала я хочу проверить, знаете ли вы, как называются детали конструктора. Предлагаю вам поиграть со мной в игру «Волшебный мешок».

(Самоделкин предлагает детям по очереди опускать  две руки в мешок, брать одну деталь и, обследовав её, сказать, как она называется. Образец ответа: Из мешка я вытащил кирпич 2 на 2).

Самоделкин: Ого! Какие вы молодцы! Знаете название всех деталей! Подойдите ко мне, я научу вас конструировать птицу.  Дети подходят к столу, на котором Самоделки показывает детям этапы сборки модели «птица».

Самоделкин: Сначала я возьму кирпич 3х2 оранжевого цвета. Это ноги птицы.

На него сверху прикреплю вместе два кирпича 2х2 коричневого цвета.

Это живот птицы.

Потом я возьму кирпичи 2х2 черного, коричневого и желтого цветов и прикреплю их на животик сверху вместе: посередине — коричневый,  с одной стороны от него — желтый,  с другой — черный. Желтый — клюв птички, черный — ее хвост.

Теперь остается сконструировать только голову. Как вы думаете, из какой детали  я ее сделаю?

(Ответы детей)

Самоделкин: Правильно, из кирпича 2х2 красного цвета. Посмотрите, какая интересная птица у меня получилась. Я еще не придумал ей название. А вы знаете, как она называется, нет? Как мы можем узнать о названии?  

(Ответы детей)

Самоделкин: Правильно, мы можем посмотреть энциклопедии про птиц или обратиться в интернет и задать вопрос орнитологам, людям, изучающим птиц. Может, они знают название этой птице. Садитесь, пожалуйста, на свои места. У вас есть набор деталей и схема сборки птицы. Будьте внимательны. Если вам трудно, можете попросить у своего соседа помощь.

(Дети конструируют. Самоделкин контролирует осанку детей, этапы конструирования).

Самоделкин: Ого! Какие красивые птицы у вас получились! Прикрепите их на большую пластину и несите сюда.

(Дети ставят птиц на стол, рассматривают их, находят отличия).

Самоделкин: Дети, мне очень понравилось с вами конструировать и играть, но, к сожалению, мне пора. Меня ждут разные механизмы. В следующий раз я вновь приду и принесу какое-нибудь интересное задание для вас, хорошо?

(Самоделкин дарит детям книжки — схемы конструирования различных птиц и уезжает).

III. Заключительный момент, подведение итогов занятия

Логопед: О чем, дети, мы сегодня говорили?

Дети: Мы сегодня говорили о птицах.

Логопед: Кому мы помогали найти много друзей?

Дети: Воробью.

Логопед: Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!