21.04.2022
Конспект подгруппового интегрированного логопедического занятия по совершенствованию грамматического строя речи с детьми 3-4 лет по теме «Дикие птицы». Разработали и прислали Никитина Анна Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ № 15 г. Кандалакша, и Рубенко Елена Михайловна, воспитатель МБДОУ № 15 г. Кандалакша.
Цель: формировать у детей представление и знания о зимующих птицах, закреплять названия зимующих птиц.
Задачи:
Образовательные:
Оборудование: демонстрационный материал — фетровые фигуры зимующих птиц; коврограф; музыкальная колонка, схемы для составления предложений, тарелки с крупой и семенами подсолнечника, мяч, наборы Lego на каждого ребенка, пластины, образец модели «Птица», костюм Самоделкина.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Дети, отгадайте загадку и узнаете, кто прилетел к нам на занятие.
Чик-чирик!
К зернышку прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Выставляется плоскостная фигурка воробья)
Дети: Воробей.
Логопед: Правильно! Дети, а почему воробей такой грустный?
(Ответы детей)
Логопед: В парке ему очень скучно, он просит нас помочь найти ему друзей. Дети, а вы сможете помочь воробью?
Дети: Да.
II. Основной этап.
Логопед: С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А маленький шустрый воробей остался зимовать. Птицы, которые остаются зимовать, называются зимующие. Где можно встретить зимующих птиц?
Дети: Зимующих птиц можно встретить в лесу, в парке, в роще…
Логопед: Сегодня мы вместе отправимся в лес и поможем воробью найти друзей. В лесу много снега, надо высоко поднимать ноги, чтобы не увязнуть, не провалиться в снег.
(Играет музыка «Пение птиц». Сопровождаемые логопедом, дети приходят на лесную поляну).
(Образование глаголов от звукоподражаний с элементами логоритмики)
Логопед: Вот мы и оказались на лесной поляне. Закройте глаза и прислушайтесь.
(Включается запись голосов птиц, дети слушают, отгадывают, говорят.)
Логопед: Голос, какой птицы услышали вы? Я услышала синицу. Синица поет: тен-тень-тень. Потенькаем, как синица. Синица что делает? Синица тенькает.
Ответы детей по образцу педагога.
Дети: Я услышал ворону.
Логопед: Как кричит ворона?
Дети: Ворона кричит: кар-кар-кар.
Логопед: Покаркаем, как ворона. Ворона каркает.
Дети: Я услышала воробья.
Логопед: Воробей чирикает: чив-чив-чив. Почирикаем, как воробей. Воробей чирикает.
Дети: Я услышал голубя.
Логопед: Голубь воркует: гуль-гуль-гуль. Поворкуем, как голубь. Голубь воркует.
(Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Логопед: Птиц мы слышим, но не видим. Они нас бояться и не подлетают близко. Чтобы птицы нас не боялись, назовите птиц ласково.
(Перед ответом ребенка на коврографе появляется фетровая фигура птицы).
Воробей — Воробушек
Синица — Синичка
Голубь — Голубок
Снегирь — Снегирек
Ворона — Воронушка
Сорока — Сорокушка.
(Образование множественного числа существительных)
Логопед: Дети, посмотрите, как много птиц прилетело. Я буду бросать мяч и называть одну птицу, а вы назовете, когда их несколько.
Воробей — Воробьи
(Ответы детей по образцу педагога).
Синица — Синицы
Ворона — Вороны
Сорока — Сороки
Голубь — Голуби
Логопед: Молодцы, мне показалось, что друзей у воробья стало еще больше.
Птица лети, а птицы … летят
Воробей прыгает, а воробьи … прыгают
Ворона каркает, а вороны … каркают.
Логопед: Стало холодно в лесу и шустрый воробей приглашает нас на веселую разминку.
Веселая разминка
(Звучит музыка «В мире животных», дети встают в круг и имитируют движения птиц)
Логопед:
Полетайте, как птицы.
Попрыгайте, как воробьи.
Покормите птиц.
Логопед: Молодцы, согрелся воробей. Подойдите к своим столам, сядьте.
Логопед: Зима страшна птицам голодом, а не холодом. Поэтому зимой птиц обязательно нужно подкармливать. Дети, чем можно покормить птиц?
Дети: Птиц можно покормить семечками. Птиц можно покормить пшеном. Птиц можно покормить зерном.
Логопед: А у меня есть семечки, пшено и хлебные крошки. Составьте предложение по схеме, а потом покормите птиц, положив корм к ним в кормушку.
(На столах у детей графические схемы для составления предложений и тарелки с пшеном, семенами подсолнуха и хлебными крошками).
Логопед: Я покормлю сороку семечками.
Дети: Я покормлю синицу пшеном. Я покормлю ворону семечками.
(Развитие тонкой моторики пальцев рук, кистевого праксиса)
В группу на самокате заезжает Самоделкин.
Самоделкин: Здравствуйте, дети. Меня зовут Самоделкин! Я — мастер на все руки. Как у вас много картинок с разными птицами. Что это за птицы?
(Ответы детей)
Самоделкин: Почему они называются зимующими?
(Ответы детей)
Самоделкин: А вы хотите, чтобы я вас научил конструировать модели птиц из любимого конструктора Lego? Этих птиц вы точно сможете накормить зернами и крупой!
(Ответы детей)
Самоделкин: Только сначала я хочу проверить, знаете ли вы, как называются детали конструктора. Предлагаю вам поиграть со мной в игру «Волшебный мешок».
(Самоделкин предлагает детям по очереди опускать две руки в мешок, брать одну деталь и, обследовав её, сказать, как она называется. Образец ответа: Из мешка я вытащил кирпич 2 на 2).
Самоделкин: Ого! Какие вы молодцы! Знаете название всех деталей! Подойдите ко мне, я научу вас конструировать птицу. Дети подходят к столу, на котором Самоделки показывает детям этапы сборки модели «птица».
Самоделкин: Сначала я возьму кирпич 3х2 оранжевого цвета. Это ноги птицы.
На него сверху прикреплю вместе два кирпича 2х2 коричневого цвета.
Это живот птицы.
Потом я возьму кирпичи 2х2 черного, коричневого и желтого цветов и прикреплю их на животик сверху вместе: посередине — коричневый, с одной стороны от него — желтый, с другой — черный. Желтый — клюв птички, черный — ее хвост.
Теперь остается сконструировать только голову. Как вы думаете, из какой детали я ее сделаю?
(Ответы детей)
Самоделкин: Правильно, из кирпича 2х2 красного цвета. Посмотрите, какая интересная птица у меня получилась. Я еще не придумал ей название. А вы знаете, как она называется, нет? Как мы можем узнать о названии?
(Ответы детей)
Самоделкин: Правильно, мы можем посмотреть энциклопедии про птиц или обратиться в интернет и задать вопрос орнитологам, людям, изучающим птиц. Может, они знают название этой птице. Садитесь, пожалуйста, на свои места. У вас есть набор деталей и схема сборки птицы. Будьте внимательны. Если вам трудно, можете попросить у своего соседа помощь.
(Дети конструируют. Самоделкин контролирует осанку детей, этапы конструирования).
Самоделкин: Ого! Какие красивые птицы у вас получились! Прикрепите их на большую пластину и несите сюда.
(Дети ставят птиц на стол, рассматривают их, находят отличия).
Самоделкин: Дети, мне очень понравилось с вами конструировать и играть, но, к сожалению, мне пора. Меня ждут разные механизмы. В следующий раз я вновь приду и принесу какое-нибудь интересное задание для вас, хорошо?
(Самоделкин дарит детям книжки — схемы конструирования различных птиц и уезжает).
III. Заключительный момент, подведение итогов занятия
Логопед: О чем, дети, мы сегодня говорили?
Дети: Мы сегодня говорили о птицах.
Логопед: Кому мы помогали найти много друзей?
Дети: Воробью.
Логопед: Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!