Методическая копилка: робототехника для детей с ОВЗ

05.12.2022

Предлагаем вашему вниманию методическую разработку «Робототехника для детей с ограниченными возможностями», которую прислали воспитатели СП ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорска — ДС «Умка»  Мухамеджанова Альфия Утебхалиевна и Литвинова Наталья Владимировна, г. Нефтегорск.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению программ вне специальных условий обучения и воспитания.

В нашем саду проводятся занятия по робототехнике для детей с ограниченными возможностями здоровья. Помимо уроков, мы начали реализовать проекты с детьми по конструированию и робототехнике. Один из таких проектов является проект с детьми ОВЗ «Я познаю конструирование».

Идея проекта заключается в социализации и реабилитации детей, имеющих особые образовательные потребности, посредством включения в такие виды деятельности как конструирование, моделирование, программирование.

Робототехника — это интересное и активно развивающееся сегодня направление. Дети изучают основы проектирования и инженерного дела, программирования, учатся логическому мышлению, воплощают свои фантазии в реальность.

Реализация проекта робототехники направлена на развитие творческих технических навыков у детей. Оптимальная форма обучения в такой ситуации — это предметно-практическое обучение, когда дети, осваивая робототехнический конструктор, приобретают новые знания и навыки, получают определённый «продукт» своей деятельности — модель и возможность представить его сверстникам. Подобная презентация продукта своего творчества — важный аспект социализации и самореализации для детей с ОВЗ, этап личностного развития ребёнка.

Конструирование и программирование проводится в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работают оба полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых он рассказывает о своём проекте, что способствует развитию речи и умению публичных выступлений.

Работа по данному проекту даст возможность детям самостоятельно создавать яркие «Умные» игрушки, изучать базовые принципы программирования на ПК, умение работать с моторами и датчиками. Это позволит им почувствовать себя настоящими инженерами-конструкторами.

LEGO-конструирование организовываем в играх, в свободной деятельности взрослых и детей, в режимных моментах и индивидуальной деятельности с детьми.

Лего-конструирование и робототехника — эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. С целью приобщения родителей был разработан план взаимодействия с семьями воспитанников. Сюда мы включили разнообразные формы работы: оформление буклетов, размещение консультаций на сайте, организация тематических выставок, совместная работа по проектам, проведение семинаров – практикумов

Цель:

Социализация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, привлечение их к научно-техническому творчеству, интерес ребят к получению специальностей в сфере информационных технологий.

Задачи:

  • Обеспечить развитие качества образовательной среды для детей разных категорий за счет возможности организации продуктивной деятельности с помощью робототехники;
  • Мотивирование детей с ОВЗ к техническому творчеству и самореализации;
  • Формирование технической грамотности у детей с ОВЗ;
  • Развитие творческих способностей обучающихся, в том числе привлечение данной категории к участию в творческих конкурсах различного уровня

Внедрение робототехники и конструкторов для детей с ОВЗ имеют следующее преимущества:

  • Активизация творческих способностей у детей, имеющих какие-либо ограничения.
  • Формирование коммуникативных навыков и поэтапное пополнение словарного запаса.
  • Развитие интереса к профессиональным навыкам у детей с ОВЗ, возможность определения будущей специальности.

В процессе реализации проекта дети учатся конструировать постепенно, шаг за шагом. Такое обучение позволяет им продвигаться вперед в собственном индивидуальном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые более сложные задачи. Любой признанный и оцененный успех приводит к тому, что ребенок становится более уверенным в себе.

Реализация программы проходила поэтапно

На первом вводном этапе — это первое полугодие старшей группы, дети знакомились с происхождением конструктора Lego, с правилами работы с конструктором и техникой безопасности, с названиями деталей Lego-конструктора и способами их крепления.

Основной этап — это второе полугодие старшей группы и первое подготовительной группы предполагал практическую работу с лего-конструкторами Lego DUPLO, «Первые механизмы». На втором этапе использовали основные приемы создания конструкций: конструирование по образцу, конструирование по модели, конструирование по заданным условиям, конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, конструирование по замыслу, создание уже движущихся моделей.

Работа с образовательными конструкторами дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования. При этом у ребенка развиваются личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, что считается в настоящее время результатом образовательной деятельности в ДОО.

В результате работы с детьми с помощью конструкторов нового поколения «LEGO» ребенок учится наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, делать простейшие выводы и обобщать — что являются основными главными критериями развития логического мышления. У них развивается техническое мышление и техническая изобретательность.

Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.

Использование в работе с детьми с ОВЗ конструкторов ЛЕГО позволяет достичь устойчивых положительных результатов в коррекционно-развивающей работе. Важный результат — перенести желание конструировать, играть с конструктором в самостоятельную деятельность.

Небольшой опыт работы показал, что использование робототехники также дает широкие возможности для развития детей с ОВЗ. Робототехника оказывает на ребенка глубокое эмоциональное воздействие, побуждает к высказыванию, помогает воспроизводить полученные знания и представления в своем воображении, способствует развитию воображения (можно изменить игрушку, добавляя детали). В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, происходит развитие творческих способностей.

Постепенно ребёнок научится усидчивости и узнает, как мыслить логично. Все занятия проходят в игровой форме, поэтому дети с удовольствием решают задачи, учатся разбираться не только в конструировании, но также в основах физики, без знания которой невозможно работать в сфере электроники.

Наши воспитанники создают интересные модели из конструкторов с элементами робототехники и активно участвуют в конкурсах для детей с ОВЗ, таких, как «Икаренок без границ». В ходе подготовки к конкурсам неоценимую поддержку нам оказывают родители. Они — наши главные помощники, они с удовольствием участвуют во всех совместных мероприятиях, совместно занимаются конструированием, охотно делятся фотографиями.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!