Методическая копилка: сказка «Мешок яблок» из конструктора

15.05.2023

Методическая копилка: сказка «Мешок яблок» из конструктора

Представляем вашему вниманию конспект занятия «Технология тико-моделирования в образовательной деятельности». Разработала и прислала методический материал Матвеева Елена Юрьевна, воспитатель с/п ГБУ Самарской области СОШ №1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза С.В. Вавилова с. Борское муниципального района Борский Самарской области – детский сад «Колокольчик».

Интерес к занятиям с конструктором дети проявляют с ранних лет. Им не терпится принять активное участие в этом интересном и увлекательном процессе. Начальное техническое моделирование — первая ступень в подготовке детей в области технического творчества. Моделирование и конструирование способствуют познанию мира и расширению кругозора, развивают конструкторские способности, мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.

На изучении конструирования в детском саду делают акцент многие современные школы развития, разрабатываются различные инновационные методики и технологии обучения. Одной из такой инновационной технологии является технология «Тико-моделирования», на базе которой построена представленная непосредственно образовательная деятельность.

Актуальность определяется потребностью в занятиях у детей техническим творчеством, конструированием и моделированием.

Новизна занятия заключается в тематическом подходе, который объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, дошкольники не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по формированию математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, и занятиям по изобразительной деятельности, но и углубляют их

Педагогическая целесообразность данного занятия состоит в том, чтобы при помощи готового набора конструктора «ТИКО» раскрывать возможности творческого преобразования их собственного мира, формировать навыки изобретательского мышления с помощью проектных технологий и создавать мотивацию к научно-техническому творчеству.

Занятие построено с учетом индивидуальных особенностей детей. Дети старшего дошкольного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач педагога

Тема: «В гостях у сказки»

Цель: закрепить умения работать с «ТИКО» конструктором в процессе совместной деятельности путем выполнения творческих заданий

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания геометрических фигур (шестиугольник, остроугольный треугольник, равносторонний треугольник, прямоугольный треугольник);
  • Закреплять умение анализировать схему постройки;
  • Закреплять умение скреплять детали конструктора между собой.

Развивающие:

  • Продолжать развивать познавательный интерес к конструктивной деятельности;
  • Развивать зрительную и слуховую память;
  • Развивать навыки само- и взаимоконтроля;
  • Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
  • Развивать умение читать и анализировать схемы.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность в работе;
  • Воспитывать умение, работая в коллективе, решать общие задачи;

Направление: художественно-эстетическое

Интегрируемые образовательные области (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования):

  • Проявляет инициативу и самостоятельность;
  • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • Развита мелкая моторика;
  • Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • Проявляет любознательность;
  • Знаком с произведениями детской литературы;
  • Обладает элементарными представлениями из области математики;
  • Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

Форма проведения НОД: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Методы и приёмы:

  • Словесный, наглядный, игровой, самоконтроля, взаимоконтроля, парного контроля;
  • Практическая деятельность, продуктивная деятельность, пояснения, инструкция, поощрение, создание ситуации успеха

Применяемые педагогические технологии: здоровьесьеберегающая, развивающего обучения, технология моделирования.

Материалы и оборудование:

  • Демонстрационный: сказка «Мешок яблок», мешок
  • Раздаточный: Конструктор ТИКО, схемы конструкций

Группа: старшая .

Количество участников: 12

Время реализации: 25 минут.

Место реализации: групповая комната.

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

 

 

 

Педагог с воспитанниками заходит в группу, останавливается на ковре. Обращаясь к воспитанникам:

- Здравствуй, солнце золотое,
  Здравствуй, небо голубое,
  Здравствуйте, мои друзья,
  Всех вас рада видеть я!

Заходят в группу вслед за воспитателем.

Приветствуют педагога и друг друга

 

Сформирован положительный эмоциональный настрой на образовательную деятельность

 

 

 

 

Интересуется:

- Ребята, а Вы любите сказки?

Сообщает:

- Я сегодня хочу показать Вам сказку, но не скажу какую. А вы попробуете отгадать, как эта сказка называется.

Педагог делает вид, что хочет достать из мешка героев сказки, удивляется:

- А-А-А!!! дырка. Все по дороге растеряла, вот только одна деталь и осталась.

Поддерживают беседу.

Включаются в работу

 

 

 

 

 

Сформирован познавательный интерес к предстоящей работе

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывает:

- Я хотела показать вам сказку с героями, но все атрибуты к сказке потерялись.

Спрашивает:

- Что же делать?

Предлагает сконструировать персонажей сказки из Тико- конструктора, чтобы, как называется эта сказка. Приглашает помочь

Слушают сообщение, включаются в беседу, дают согласие на помощь, обсуждают предстоящую работу.

 

 

 

 

Сформировано внимание, навыки слушать собеседника.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приглашает подойти к столу, чтобы узнать, кто главный герой этой сказки, выполнить задание.

Обьясняет:

- Перед вами лежат детали конструктора. Я буду диктовать вам диктант, а вы последовательно выполнять действия.

Устный диктант (заяц)

1. Возьмите прямоугольник, положите его вертикально

2. Найдите пятиугольник. Прикрепите его сверху к прямоугольнику.

3. Возьмите еще два пятиугольника

4. Прикрепите сверху к прямоугольнику слева, и справа

5. Найдите прямоугольник, прикрепите его к нижней стороне прямоугольника горизонтально по центру

6. Возьмите два остроугольных треугольника. Прикрепите к верхнему пятиугольнику слева и справа.

Помогает при затруднении

Спрашивает:

- Вы догадались кто же главный герой этой сказки?!

(размещаем зайцев на полянке)

Подходят к столу, слушают инструкцию воспитателя, выполняют устный диктант, собирают фигуру по словесной инструкции, называют героя сказки, по совету воспитателя размещают его на полянке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развито слуховое внимание, навыки ориентировки на плоскости.

Сформированы способности плоскостного конструирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщает:

- Ребята, а в этой сказке есть еще герои, но их можно сделать по схеме.

Предлагает выбрать любую понравившуюся схему и сконструировать других персонажей сказки.

В ходе работы педагог контролирует, помогает детям, которые испытывают затруднения

Хвалит детей

Слушают сообщение воспитателя, рассматривают схемы, выбирают себе, выполняют работу

 

 

 

Сформированы навыки восприятия  наглядной информации  с целью развития конструктивных способностей, представления о схемах и навыках их чтения.

 

 

 

 

Предлагает:

- А теперь нужно посчитать. Сколько конструкций мы сделали?

- А теперь давайте посчитаем их по порядку.

Например, какая по счёту твоя коза? И т.д.

Считают конструкции, совершенствуют количественный и порядковый счет

 

 

Сформированы навыки количественного и порядкового счета

 

 

 

 

 

Предлагает:

- Ребята, а вы догадались какая это сказка?

Называет:

 - Это сказка «Мешок яблок» и написал ее детский автор Владимир Сутеев.

Сообщает:

- Сюжет этой сказки происходит в лесу, и нам не хватает декораций. Нам надо сконструировать объемные елочки по образцу.

- А для этого нам необходимо разделиться на группы по 3 человека. Выбирайте понравившиеся схемы елочек, и приступайте к работе.

Обсуждают, совещаются и называют сказку

Обсуждают сюжет сказки, делятся на группы по 3 человека, согласованно выбирают схему елочки и конструируют елки из ТИКО конструктора

 

 

 

 

Сформированы навыки использовать ранее полученный опыт в работе, пользоваться речью для разговора.

Сформировано умение работать в коллективе, высказывать согласие или несогласие по поводу выполненной работы своих товарищей.

 

 

 

 

 

Подводит итог:

- Ну вот все декорации и персонажи к сказке готовы.

Хвалит детей:

- Какие вы молодцы!

Сообщает:

- Но на нашей полянке не хватает самого главного, это яблок, которых заяц набрал для своих зайчат. Сейчас я предлагаю вам выбрать яблоко:

  • Красное – если вам было легко и интересно
  • Желтое – если вам было трудно
  • Зеленое – если вам было не интересно

И прикрепить эти яблоки на яблони

Завершает занятие:

- Спасибо ребята! Вы сегодня старались, помогли мне создать новых персонажей к сказке. Я хочу подарить вам эту сказку, после сна вы сможете прочитать ее, рассмотреть иллюстрации.

А с помощью персонажей из конструктора Тико, которых вы мне помогли сделать, вы можете обыграть ее.

Участвуют в подведении итогов занятия.

Обсуждают этапы занятия, делятся впечатлениями, оценивают свою работу, с помощью яблок.

Получают книгу В.Сутеева «Мешок яблок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформировано умение  высказывать свое мнение и отношение о разных частях мероприятия,  адекватно оценивать себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во второй половине дня проводится театрализация по сказке, с использованием созданных декораций и персонажей

Приложение к занятиям схемы «Тико»

 

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!