«Наш аквариум»

28.07.2014

Непосредственно-образовательная деятельность Конструирование по теме: «Наш аквариум» с применением LEGO – конструктора. Подготовительная к школе группа.

Тема: «Наш аквариум»

Цель:   Развивать интегративные качества воспитанников в процессе развития связной речи; учить детей индивидуальному и совместному конструированию.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

  • Учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;
  • Закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; создавая собственную модель, определять назначение частей предметов, их пространственное расположение; выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций; закреплять математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии;
  • Уточнить и расширить представления детей об аквариумах, об их обитателях, растениях и их внутреннем дизайне;
  • Сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать;
  • Формировать коммуникативные навыки, способствовать развитию самоконтроля и самооценки.

Коррекционно -развивающие:

  • Развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику) при работе с конструктором;
  • Развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание коллективизма, усидчивости, активности, умение работать индивидуально  и  в команде, уверенности, желание ухаживать за обитателями аквариума;
  • Воспитывать нравственно-волевые качества личности и эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь, ответственность, самостоятельность;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к своему и чужому труду.

Предварительная работа:

Чтение литературы, рассматривание иллюстраций, изготовление аквариума, просмотр презентаций: «Аквариумные рыбы», «Речные рыбы», работа детей с LEGO – конструктором.

Приоритетные образовательные области: "Познание", "Коммуникация".

Интеграция образовательных областей«Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Виды деятельности: 

  • игровая, коммуникативная, двигательная,
  • познавательно-исследовательская, музыкально-художественная,
  • продуктивная.

Оборудование:

  1. аквариум с декорациями; покрывало (скатерть)
  2. корзины с деталями LEGO;
  3. иллюстрации, схемы, инструкции, готовые постройки;
  4. ПК (персональный компьютер), запись «Звуки природы – МОРЕ»;
  5. призы для детей (золотые рыбки);

 Ход занятия

1. Настрой детей на тему занятия  (5  мин)

Логопед. Ребята, а вы любите отдыхать?

Дети: да мы любим отдыхать.

Логопед. Подумайте и скажите, а когда вы отдыхаете?

Дети: когда устаем, между занятиями, после занятий, после работы, в отпуске с родителями

Логопед. Я думаю, что вы еще не устали, давайте вспомним как мы можем отдыхать зимой.

Выполняем первое задание. Разделимся на две группы: первая группа выбирает картинки , где дети могут отдыхают зимой, а вторая группа их проверяет.

Ответы детей

Первая группа

Вторая группа

Мой любимый отдых зимой  - катание на лыжах

Да, зимой можно отдыхать на свежем воздухе, и кататься на лыжах

Мой любимый отдых зимой  - катание на коньках

Да, но кататься на коньках можно не только зимой , но, и летом в Ледовом дворце

Я зимой люблю играть в снежки

Да, зимой можно играть в снежки, лепить снежную бабу

Любимое развлечение детей – катание  с горки

Кататься на санках можно зимой. Особенно я люблю санки - ледянки

Логопед. Молодцы первое задание все выполнили правильно.

Скоро у взрослых и детей начнется отпускной период.

Выполняем второе задание

Вспомните пожалуйста летние слова, себя мы контролируем  говорим четко, проговариваем все звуки.

Дети: лето, речка, дождь, купальник, велосипед, комары………

Логопед: - Все правильно!

А если мы соскучились по летнему жаркому солнышку, и захотелось нам искупаться и позагорать? Куда можно поехать?

Дети: поехать можно на море.

Логопед: Ребята, давайте закроем глаза. Что мы слышим? (звучит музыка – Звуки моря  - на ПК).

Дети: звуки моря.

Логопед. (читает стихотворение и показывает рисунок) 

На Земле четыре океана – омывают континенты, страны,

К суше разливаются морями, в них проложены дороги кораблями,

То штормят моря, то спят спокойно, ветру по волнам гулять привольно.

Суши меньше в нашем мире, чем воды, под водой растут волшебные сады,

Они дивных обитателей полны, разных форм, цветов  и величины.

Логопед. Ребята подумайте и скажите, какие существуют на белом свете разные водоемы. 

Дети: океаны и моря, а также реки, озера, пруды, реки.

Логопед. Кто обитает в подводном мире? Напоминаю, контролируем себя  говорим четко, проговариваем все звуки.

Дети : осьминоги, акулы, морские коньки, разные рыбы и т.д.

Логопед: Давайте мы с вами вместе «прогуляемся» к морю! Вставайте!

(игра «Прогулка к морю».)

К морю быстро мы спустились, (ходьба на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре, вот как славно освежились. (хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно: (круговые движения руками)

Вместе раз, это – брасс;  одной, другой – это кроль.   (дети «плавают»)

Все как один - плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой (прыжки на месте)

И отправились домой. (ходьба на месте)

Логопед. - Молодцы! Как хорошо мы «поплавали» и отдохнули! Присаживайтесь на места!

2. Вхождение детей в тему занятия (дети садятся) (10 мин)

Логопед : - У многих дома есть своё маленькое море, свое озеро, пруд. Что это - отгадайте загадку:

Посмотрите, дом стоит,  до краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы - все умелые пловцы.

Дети: (Аквариум.)

Логопед : - Совершенно верно. И тема занятия сегодня - "Наш аквариум". 

Логопед.- Посмотрите внимательно на иллюстрации.Скажите, для чего нужны аквариумы?

Дети: чтобы там плавали рыбки, для красоты и уюта в доме, чтобы мы учились ответственности

Логопед. Аквариумы бывают разными: большие и маленькие, круглые и квадратные, прямоугольные, а могут быть сказочные. У моего дедушки тоже был аквариум.

Стихотворение «Красивые рыбки»

Уж я то знаю:

Не для кошек

И не для собственной еды

Разводит дедушка рыбешек...

Разводит их -

Для красоты!

Он сеял рыбок, как рассаду,

Не поливал (росли в воде).

И только взглядом, только взглядом

К их прикасался красоте.

Логопед.Для чего дедушка разводил рыбок?

Дети: дедушка разводил рыб, для красоты, чтобы было уютно в доме, чтобы ему не было одиноко……

Логопед. А вы бы хотели иметь сказочный аквариум?

Дети: да, мы хотим иметь сказочный аквариум.

3. Настрой детей на продуктивную деятельность (7 мин)

Логопед : - Сегодня мы будем строить необыкновенный аквариум, а построим мы его из LEGO - конструктора.

(раскрыть аквариум)

 «Аквариум из ЛЕГО-конструктора»)

Логопед.- Как вы думаете, кто будет жить в "Нашем сказочном аквариуме"? Отгадайте загадку:

Не хожу и не летаю, а попробуй, догони!

Я бываю золотая. Ну-ка, в сказку загляни!

Дети: Рыбка.

Логопед : 

Каких аквариумных рыбок бы знаете?

Дети :петушок, гуппи, золотая рыбка, сомик.

Логопед : - Что же любят делать рыбки – как вы думаете?

Подбери действия (не менее четырех действий):

рыбка (что делает?) – …

Дети : плавает, ныряет, прячется, плескается .

Логопед : - Я вам буду начинать строчку, а вы – заканчивать хором.

Игра «Доскажи словечко»

Рыбки плавают в пруду и играют … (в чехарду).
Тёплым днём резвятся, дружно… (веселятся).

Летом весело играть и друг друга … (догонять).
По воде спешат круги. Рыбка, рыбку… (догони)!

Чешуя блестит как искры, плавники взлетают… (быстро).
Влево, вправо, вниз и вверх – на пруду беззвучный… (смех).

Логопед : - Вот такие у нас замечательные рыбки.

Подбери признаки :(не менее трех признаков):

рыба (какая?) – …(маленькая, жёлтая, аквариумная).

Один – много (множественное число):

Хвост – хвосты

Рыба – рыбы

Плавник – плавники

Улитка – улитки

Аквариум – аквариумы

Чешуйка – чешуйки

Есть – нет : (родительный падеж):

корм – нет корма

хвост - …

вода - …

рыба –
плавник – …
чешуя — …
аквариум – …

Посчитай до пяти :

один аквариум, два …, три …, четыре …, пять
одна рыбка, две …, три …, четыре…, пять…

Назови лаского:

Хвост – хвостик

Рыба – рыбка

Чешуя – чешуйка

Трава – травка

Плавник – плавничок

Вода – водичка

Улитка – улиточка

Лист – листик

Подбери слово(подбор глаголов к слову рыба)

Ловить, чистить, мыть, солить, варить, жарить, резать, запекать, есть.

Вопросы – ответы: (усвоение притяжательных прилагательных, расширение лексического запаса)

Чья голова? – Это рыбья голова.

Чьи жабры? – Это рыбьи жабры.

Чье туловище? – Это рыбье туловище.

Чья икринка? – Это рыбья икринка.

Чей хвост? – Это рыбий хвост.

Чьи плавники? – Это рыбьи плавники.

Логопед. А каких обитателей аквариума вы еще знаете?

Дети: черепашки, тритоны, улитки.

Логопед. А что еще есть в аквариуме?

Дети: трава, растения.

Логопед.Как называются растения аквариума?

Дети: Водоросли.

Логопед : - Правильно! Водоросли - это не просто растения, приспособленные для жизни в искусственном водоёме, т.е. в «нашем» аквариуме. Они выделяют кислород для жизни всех существ, живущих в воде. Одни виды водорослей могут плавать на поверхности воды, а другие -  прикрепляются к грунту водоёма.

Логопед. Давайте рассмотрим наших рыбок!

Логопед.Скажите, из каких основных частей состоит тело рыбки?

Дети: голова, плавники, жабры, хвост.

Логопед. Какой формы эти части?

Дети : голова, соединенная с телом, плавники (грудной и спинной), хвост. Тело рыбки округлое, вытянутое, имеет форму овала; сплющенное; плавнички и хвост имеют форму треугольника. Спинной плавник больше, чем грудной.

Логопед: - Кто может сказать о размерах этих частей?

 Какие детали конструктора нам понадобятся для того, чтобы сделать наших рыбок?

 «Образец и схема постройки рыбки»           

Дети: (крупные кирпичики (с 12-ю кнопочками), средние – с 8-ю, маленькие – с 4-мя)

Логопед : - Правильно!Тело нашей рыбки - самое большое, оно состоит из крупных деталей (кирпичиков с 12-ю кнопочками);(показать детали конструктора),

одного или двух цветов; с добавлением для симметричности маленьких кирпичиков (с 4-мя кнопочками) (показать) для того, чтобы получилась округлая форма тела - сплющенная и обтекаемая.

Плавники двух размеров - сверху большой,  а снизу - маленький; обеспечивают устойчивое движение рыб в воде.

 Хвост  большой и раздвоенный; его мы делаем из средних кирпичиков (с 8-ю кнопочками) (показать).

Цвет хвоста может совпадать с цветом плавников.

Логопед : - А почему почти все рыбки разноцветной окраски? Для чего она (окраска) нужна рыбкам?

Дети : пёстрая окраска рыб делает их незаметными, помогает укрываться от врагов и нападать на добычу, которая проплывает мимо них.

Логопед : - Правильно!

Так как нашим рыбкам нужны водоросли, то мы и их сделаем! Как вы думаете, из каких деталей конструктора можно сделать водоросли?

Дети:их можно сделать из мелких деталей конструктора.

Логопед : - Вы правы! Водоросли мы будем делать из мелких деталей, а основание - из большой детали конструктора (с 12-ю или 8-ю кнопочками), которая будет крепиться на дно нашего аквариума.

«Схема постройки водорослей»

Логопед : - Молодцы!  

А сейчас, перед началом работы, мы немного разогреем наши руки.

( Пальчиковая гимнастика «Рыбки».)

«Пять маленьких рыбок играли в реке.

(Ладони сомкнуты, чуть округлены . Выполняем волнообразные движения в воздухе).

Лежало большое бревно на песке.

(Руки прижата друг к другу, переворачиваем их с боку на бок).

И рыбка сказала: «нырять здесь легко».

( Ладони сомкнуты, чуть округлены.Выполняем ими «ныряющее» движение).

Вторая сказала: «ведь здесь глубоко».

(качаем сомкнутыми ладонями - отрицательный жест).

А третья сказала: «мне хочется спать».

(Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук – рыба спит).

Четвертая стала чуть – чуть замерзать.

(Быстро качаем ладонями – дрожь).

А пятая крикнула: «здесь крокодил».

(Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются – рот).

Плывите скорей, чтобы не проглотил.»

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают).

4. Продуктивная деятельность (5 мин)

Логопед: - А теперь давайте поработаем!Каждый из Вас построит свою рыбку, помогут вам в этом наглядные схемы.  Чудо – мастера принимайтесь за дела, вы кирпичики берите и Лего – рыбок соберите.

Логопед:  - Делаем наших рыбок и водоросли, чтобы было чем им дышать.

 У вас у каждого на столе лежат схемы постройки рыбки и водорослей. Посмотрите. Они помогут справиться вам с заданием. Договоритесь, кто будет из вас делать рыбку, а кто – водоросли.

(дети выполняют работу, опираясь на образец и собственный опыт)

Те, кто выполнил свои постройки, могут помочь остальным

5. Итог занятия (3 мин)

Логопед:  - Все задания выполнены, приступаем к заселению нашего аквариума:

сначала оформляем дно, затем «расселяем» наших рыбок.

- Посмотрите ребята, какой у нас получился аквариум!

- Вам понравилось наше занятие? Что больше всего?

- Какой материал мы использовали для поделок?

- Скажите, что мы сегодня конструировали на занятии? Что нового мы узнали?

Дети: ЛЕГО – конструктор  Мы конструировали рыбок, водоросли. Узнали об аквариуме и его обитателях, особенностях строения тела рыб, о роли водорослей в жизни водных обитателей.

Логопед : - Вы все молодцы! Наше занятие подошло к концу. Спасибо за хорошую и дружную работу, за правильные и полные ответы.

Хочу вам за это подарить каждому по золотой рыбке, чтобы ваши желания сбывались! (раздать заготовленные «рыбки»)

Спасибо за работу!!!

Используемая литература:

  1. Бабенко В.Г "От омара до кальмара" (Серия "Моя первая энциклопедия"). - М.: ЗАО "Издательский Дом ОНИКС" -1999г.
  2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO(моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001г.
  3. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989 .
  4. Тихонов А. «Про моря и океаны» (Серия «Моя первая книга о животных») – М. «ДРОФА – ПЛЮС» - 2006г.
  5. Уиллер Олвин "Рыбы" (Серия "Моя первая книга о природе"). – М.: "АСТ - ПРЕСС " - 1995г.
  6. Ресурсы интернета

МБДОУ «Детский сад №12 «Золотой ключик», г.Салехард  Автор: Яхина Фатима Равильевна, учитель – логопед;

Соавторы: Чугай Галина Федоровна, Заместитель заведующего по ВМР,

Абакарова Наида Зайнутдиновна, воспитатель

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!