28.07.2014
Непосредственно-образовательная деятельность Конструирование по теме: «Наш аквариум» с применением LEGO – конструктора. Подготовительная к школе группа.
Тема: «Наш аквариум»
Цель: Развивать интегративные качества воспитанников в процессе развития связной речи; учить детей индивидуальному и совместному конструированию.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
Коррекционно -развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Предварительная работа:
Чтение литературы, рассматривание иллюстраций, изготовление аквариума, просмотр презентаций: «Аквариумные рыбы», «Речные рыбы», работа детей с LEGO – конструктором.
Приоритетные образовательные области: "Познание", "Коммуникация".
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Виды деятельности:
Оборудование:
Ход занятия
1. Настрой детей на тему занятия (5 мин)
Логопед. Ребята, а вы любите отдыхать?
Дети: да мы любим отдыхать.
Логопед. Подумайте и скажите, а когда вы отдыхаете?
Дети: когда устаем, между занятиями, после занятий, после работы, в отпуске с родителями
Логопед. Я думаю, что вы еще не устали, давайте вспомним как мы можем отдыхать зимой.
Выполняем первое задание. Разделимся на две группы: первая группа выбирает картинки , где дети могут отдыхают зимой, а вторая группа их проверяет.
Ответы детей
Первая группа |
Вторая группа |
Мой любимый отдых зимой - катание на лыжах |
Да, зимой можно отдыхать на свежем воздухе, и кататься на лыжах |
Мой любимый отдых зимой - катание на коньках |
Да, но кататься на коньках можно не только зимой , но, и летом в Ледовом дворце |
Я зимой люблю играть в снежки |
Да, зимой можно играть в снежки, лепить снежную бабу |
Любимое развлечение детей – катание с горки |
Кататься на санках можно зимой. Особенно я люблю санки - ледянки |
Логопед. Молодцы первое задание все выполнили правильно.
Скоро у взрослых и детей начнется отпускной период.
Выполняем второе задание
Вспомните пожалуйста летние слова, себя мы контролируем говорим четко, проговариваем все звуки.
Дети: лето, речка, дождь, купальник, велосипед, комары………
Логопед: - Все правильно!
А если мы соскучились по летнему жаркому солнышку, и захотелось нам искупаться и позагорать? Куда можно поехать?
Дети: поехать можно на море.
Логопед: Ребята, давайте закроем глаза. Что мы слышим? (звучит музыка – Звуки моря - на ПК).
Дети: звуки моря.
Логопед. (читает стихотворение и показывает рисунок)
На Земле четыре океана – омывают континенты, страны,
К суше разливаются морями, в них проложены дороги кораблями,
То штормят моря, то спят спокойно, ветру по волнам гулять привольно.
Суши меньше в нашем мире, чем воды, под водой растут волшебные сады,
Они дивных обитателей полны, разных форм, цветов и величины.
Логопед. Ребята подумайте и скажите, какие существуют на белом свете разные водоемы.
Дети: океаны и моря, а также реки, озера, пруды, реки.
Логопед. Кто обитает в подводном мире? Напоминаю, контролируем себя говорим четко, проговариваем все звуки.
Дети : осьминоги, акулы, морские коньки, разные рыбы и т.д.
Логопед: Давайте мы с вами вместе «прогуляемся» к морю! Вставайте!
(игра «Прогулка к морю».)
К морю быстро мы спустились, (ходьба на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед)
Раз, два, три, четыре, вот как славно освежились. (хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно: (круговые движения руками)
Вместе раз, это – брасс; одной, другой – это кроль. (дети «плавают»)
Все как один - плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой (прыжки на месте)
И отправились домой. (ходьба на месте)
Логопед. - Молодцы! Как хорошо мы «поплавали» и отдохнули! Присаживайтесь на места!
2. Вхождение детей в тему занятия (дети садятся) (10 мин)
Логопед : - У многих дома есть своё маленькое море, свое озеро, пруд. Что это - отгадайте загадку:
Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы - все умелые пловцы.
Дети: (Аквариум.)
Логопед : - Совершенно верно. И тема занятия сегодня - "Наш аквариум".
Логопед.- Посмотрите внимательно на иллюстрации.Скажите, для чего нужны аквариумы?
Дети: чтобы там плавали рыбки, для красоты и уюта в доме, чтобы мы учились ответственности
Логопед. Аквариумы бывают разными: большие и маленькие, круглые и квадратные, прямоугольные, а могут быть сказочные. У моего дедушки тоже был аквариум.
Стихотворение «Красивые рыбки»
Уж я то знаю:
Не для кошек
И не для собственной еды
Разводит дедушка рыбешек...
Разводит их -
Для красоты!
Он сеял рыбок, как рассаду,
Не поливал (росли в воде).
И только взглядом, только взглядом
К их прикасался красоте.
Логопед.Для чего дедушка разводил рыбок?
Дети: дедушка разводил рыб, для красоты, чтобы было уютно в доме, чтобы ему не было одиноко……
Логопед. А вы бы хотели иметь сказочный аквариум?
Дети: да, мы хотим иметь сказочный аквариум.
3. Настрой детей на продуктивную деятельность (7 мин)
Логопед : - Сегодня мы будем строить необыкновенный аквариум, а построим мы его из LEGO - конструктора.
(раскрыть аквариум)
«Аквариум из ЛЕГО-конструктора»)
Логопед.- Как вы думаете, кто будет жить в "Нашем сказочном аквариуме"? Отгадайте загадку:
Не хожу и не летаю, а попробуй, догони!
Я бываю золотая. Ну-ка, в сказку загляни!
Дети: Рыбка.
Логопед :
Каких аквариумных рыбок бы знаете?
Дети :петушок, гуппи, золотая рыбка, сомик.
Логопед : - Что же любят делать рыбки – как вы думаете?
Подбери действия (не менее четырех действий):
рыбка (что делает?) – …
Дети : плавает, ныряет, прячется, плескается .
Логопед : - Я вам буду начинать строчку, а вы – заканчивать хором.
Игра «Доскажи словечко»
Рыбки плавают в пруду и играют … (в чехарду).
Тёплым днём резвятся, дружно… (веселятся).
Летом весело играть и друг друга … (догонять).
По воде спешат круги. Рыбка, рыбку… (догони)!
Чешуя блестит как искры, плавники взлетают… (быстро).
Влево, вправо, вниз и вверх – на пруду беззвучный… (смех).
Логопед : - Вот такие у нас замечательные рыбки.
Подбери признаки :(не менее трех признаков):
рыба (какая?) – …(маленькая, жёлтая, аквариумная).
Один – много (множественное число):
Хвост – хвосты
Рыба – рыбы
Плавник – плавники
Улитка – улитки
Аквариум – аквариумы
Чешуйка – чешуйки
Есть – нет : (родительный падеж):
корм – нет корма
хвост - …
вода - …
рыба –
плавник – …
чешуя — …
аквариум – …
Посчитай до пяти :
один аквариум, два …, три …, четыре …, пять
одна рыбка, две …, три …, четыре…, пять…
Назови лаского:
Хвост – хвостик
Рыба – рыбка
Чешуя – чешуйка
Трава – травка
Плавник – плавничок
Вода – водичка
Улитка – улиточка
Лист – листик
Подбери слово(подбор глаголов к слову рыба)
Ловить, чистить, мыть, солить, варить, жарить, резать, запекать, есть.
Вопросы – ответы: (усвоение притяжательных прилагательных, расширение лексического запаса)
Чья голова? – Это рыбья голова.
Чьи жабры? – Это рыбьи жабры.
Чье туловище? – Это рыбье туловище.
Чья икринка? – Это рыбья икринка.
Чей хвост? – Это рыбий хвост.
Чьи плавники? – Это рыбьи плавники.
Логопед. А каких обитателей аквариума вы еще знаете?
Дети: черепашки, тритоны, улитки.
Логопед. А что еще есть в аквариуме?
Дети: трава, растения.
Логопед.Как называются растения аквариума?
Дети: Водоросли.
Логопед : - Правильно! Водоросли - это не просто растения, приспособленные для жизни в искусственном водоёме, т.е. в «нашем» аквариуме. Они выделяют кислород для жизни всех существ, живущих в воде. Одни виды водорослей могут плавать на поверхности воды, а другие - прикрепляются к грунту водоёма.
Логопед. Давайте рассмотрим наших рыбок!
Логопед.Скажите, из каких основных частей состоит тело рыбки?
Дети: голова, плавники, жабры, хвост.
Логопед. Какой формы эти части?
Дети : голова, соединенная с телом, плавники (грудной и спинной), хвост. Тело рыбки округлое, вытянутое, имеет форму овала; сплющенное; плавнички и хвост имеют форму треугольника. Спинной плавник больше, чем грудной.
Логопед: - Кто может сказать о размерах этих частей?
Какие детали конструктора нам понадобятся для того, чтобы сделать наших рыбок?
«Образец и схема постройки рыбки»
Дети: (крупные кирпичики (с 12-ю кнопочками), средние – с 8-ю, маленькие – с 4-мя)
Логопед : - Правильно!Тело нашей рыбки - самое большое, оно состоит из крупных деталей (кирпичиков с 12-ю кнопочками);(показать детали конструктора),
одного или двух цветов; с добавлением для симметричности маленьких кирпичиков (с 4-мя кнопочками) (показать) для того, чтобы получилась округлая форма тела - сплющенная и обтекаемая.
Плавники двух размеров - сверху большой, а снизу - маленький; обеспечивают устойчивое движение рыб в воде.
Хвост большой и раздвоенный; его мы делаем из средних кирпичиков (с 8-ю кнопочками) (показать).
Цвет хвоста может совпадать с цветом плавников.
Логопед : - А почему почти все рыбки разноцветной окраски? Для чего она (окраска) нужна рыбкам?
Дети : пёстрая окраска рыб делает их незаметными, помогает укрываться от врагов и нападать на добычу, которая проплывает мимо них.
Логопед : - Правильно!
Так как нашим рыбкам нужны водоросли, то мы и их сделаем! Как вы думаете, из каких деталей конструктора можно сделать водоросли?
Дети:их можно сделать из мелких деталей конструктора.
Логопед : - Вы правы! Водоросли мы будем делать из мелких деталей, а основание - из большой детали конструктора (с 12-ю или 8-ю кнопочками), которая будет крепиться на дно нашего аквариума.
«Схема постройки водорослей»
Логопед : - Молодцы!
А сейчас, перед началом работы, мы немного разогреем наши руки.
( Пальчиковая гимнастика «Рыбки».)
«Пять маленьких рыбок играли в реке.
(Ладони сомкнуты, чуть округлены . Выполняем волнообразные движения в воздухе).
Лежало большое бревно на песке.
(Руки прижата друг к другу, переворачиваем их с боку на бок).
И рыбка сказала: «нырять здесь легко».
( Ладони сомкнуты, чуть округлены.Выполняем ими «ныряющее» движение).
Вторая сказала: «ведь здесь глубоко».
(качаем сомкнутыми ладонями - отрицательный жест).
А третья сказала: «мне хочется спать».
(Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук – рыба спит).
Четвертая стала чуть – чуть замерзать.
(Быстро качаем ладонями – дрожь).
А пятая крикнула: «здесь крокодил».
(Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются – рот).
Плывите скорей, чтобы не проглотил.»
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают).
4. Продуктивная деятельность (5 мин)
Логопед: - А теперь давайте поработаем!Каждый из Вас построит свою рыбку, помогут вам в этом наглядные схемы. Чудо – мастера принимайтесь за дела, вы кирпичики берите и Лего – рыбок соберите.
Логопед: - Делаем наших рыбок и водоросли, чтобы было чем им дышать.
У вас у каждого на столе лежат схемы постройки рыбки и водорослей. Посмотрите. Они помогут справиться вам с заданием. Договоритесь, кто будет из вас делать рыбку, а кто – водоросли.
(дети выполняют работу, опираясь на образец и собственный опыт)
Те, кто выполнил свои постройки, могут помочь остальным
5. Итог занятия (3 мин)
Логопед: - Все задания выполнены, приступаем к заселению нашего аквариума:
сначала оформляем дно, затем «расселяем» наших рыбок.
- Посмотрите ребята, какой у нас получился аквариум!
- Вам понравилось наше занятие? Что больше всего?
- Какой материал мы использовали для поделок?
- Скажите, что мы сегодня конструировали на занятии? Что нового мы узнали?
Дети: ЛЕГО – конструктор Мы конструировали рыбок, водоросли. Узнали об аквариуме и его обитателях, особенностях строения тела рыб, о роли водорослей в жизни водных обитателей.
Логопед : - Вы все молодцы! Наше занятие подошло к концу. Спасибо за хорошую и дружную работу, за правильные и полные ответы.
Хочу вам за это подарить каждому по золотой рыбке, чтобы ваши желания сбывались! (раздать заготовленные «рыбки»)
Спасибо за работу!!!
Используемая литература:
МБДОУ «Детский сад №12 «Золотой ключик», г.Салехард Автор: Яхина Фатима Равильевна, учитель – логопед;
Соавторы: Чугай Галина Федоровна, Заместитель заведующего по ВМР,
Абакарова Наида Зайнутдиновна, воспитатель
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!