Познавательные истории Эколят или Учимся пересказывать с ЛЕГО

06.11.2024

Познавательные истории Эколят или Учимся пересказывать с ЛЕГО

Развитие речи является одной из ключевых задач в воспитании и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи. Сделать процесс обучения увлекательным и эффективным помогает в том числе LEGO. Своим опытом коррекционной работы поделилась Нигаматьянова Лилия Анваровна, учитель-логопед филиала МАДОУ «Детский сад № 39»-«Детский сад № 15» г.о. Первоуральска Свердловской области.

Методическое пособие «Познавательные истории Эколят»

Методическое пособие «Познавательные истории Эколят» направлено на формирование у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста ценностного отношения к природе и развитие у них связной речи — обучению пересказу с применением леготехнологии.

Дети с ОВЗ, имеющие тяжёлые нарушения речи испытывают серьёзные трудности при построении связного высказывания. Ограниченный словарный запас, нарушения грамматического строя делает речь детей бедной и стереотипной. При пересказе дети с ТНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Применение наглядного моделирования содержания текста значительно сокращает время обучения пересказу, т.к. зрительный образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося моделированием позволяет значительно быстрее запоминать текст. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора Лего, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным, помогает детям проследить пространственно- временные отношения, необходимые для связности высказывания.

Использование леготехнологии способствует также развитию основных психических процессов (внимания, зрительного восприятия, логического мышления) и мелкой моторики у детей.

Тексты для пересказа, которые представлены в методическом пособии, направлены на решение задач экологического воспитания дошкольников — воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, развитие чувства эмпатии к объектам природы, стремления сохранять окружающую среду.

Методическое пособие «Познавательные истории Эколят» включает в себя несколько коротких, доступных для пересказа детьми рассказов, вопросы к каждому рассказу, схемы построек из конструктора Лего.

С каждым рассказом из «Познавательных историй Эколят» рекомендуется работать по следующим этапам:

  1. На логопедическом занятии — построение с опорой на схему из конструктора Лего главных персонажей или предметов, о которых пойдёт речь в рассказе. Во время совместной деятельности воспитателя или родителей с детьми возможно полное построение всех декораций вместе с ребёнком (детьми)
  2. Чтение текста педагогом (родителем), обыгрывание сюжета с помощью построек из конструктора (моделирование сюжета).
  3. Беседа по содержанию текста.
  4. Повторное чтение текста педагогом, моделирование сюжета детьми.
  5. Пересказ текста ребёнком с сопровождением моделирования сюжета.

В зависимости от возраста, уровня речевого и познавательного развития детей возможны варианты работы с пособием:

  • Чтение всего рассказа с последующим пересказом ребёнком.
  • Чтение зачина рассказа, включающего в себя проблемную ситуацию, рассуждение «Почему так произошло и что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?», затем сочинение окончания истории.

Пособие рекомендовано учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

История первая: «Как Эколята научили Ваню и Таню не мусорить в лесу»

Однажды ребята Ваня и Таня пошли в лес на пикник. Там они нашли прекрасную полянку, на которой можно было отдохнуть. Отдыхали они долго и весело. На месте отдыха ребята оставили после себя очень много мусора. Они бы так и ушли домой, но на эту же полянку пришли Эколята. Они рассказали ребятам, что оставленный мусор может послужить катастрофой для окружающей среды. Материал, который горит, приведёт к пожару, а остальной мусор начнёт окисляться и будет загрязнена почва, и всё, что на ней вырастет. Тане и Ване стало стыдно, и они собрали весь мусор, который оставили на поляне. Эколята похвалили ребят и сказали им такие слова: «Берегите окружающую природу, это поможет избежать экологической катастрофы».

Этапы работы:

  • Собираем из конструктора девочку и мальчика

Вопросы к рассказу:

  • Куда пошли Ваня и Таня?
  • Что они делали в лесу?
  • Убрали ли ребята за собой мусор?
  • О чём им рассказали Эколята?
  • Почему Ване и Тане стало стыдно? Как они поступили после беседы с Эколятами?

Пересказ текста ребёнком.

История вторая: «Почему улетела птичка»?

Ваня и Таня любили отдыхать в лесу под большим красивым деревом. И каждый раз им пела свои весёлые песенки маленькая птичка. Один раз Ваня сказал: «Как громко поёт эта птичка! А я умею ещё громче». И он громко запел песню. А Таня говорит: «А я могу петь ещё громче, чем ты!» И прокричала во весь голос слова песни. А Ваня стал кричать ещё громче. Они так увлеклись перекрикиванием друг друга, что не заметили, как птичка улетела.

На другой день, когда ребята пришли к дереву, их поразила непривычная тишина вокруг, птички не было на дереве, и никто не пел для ребят. Не прилетела птичка и на следующий день. Ваня и Таня пошли к Эколятам, чтобы узнать, почему птичка покинула своё дерево. А Эколята им сказали, что они сами виноваты в этом. В лесу нельзя шуметь и громко кричать, потому что можно напугать лесных обитателей.

Этапы работы:

  • Собираем из конструктора птичку.

Вопросы к рассказу:

  • Где любили отдыхать Ваня и Таня?
  • Кто им пел свои песенки?
  • Почему однажды птичка улетела?
  • Что ребята сделали неправильно?
  • Что им сказали Эколята?

Пересказ текста ребёнком

История третья: «Как Эколята спасли лес от пожара»

Ваня и Таня хорошо запомнили, чему их научили Эколята, они больше не мусорили и не шумели в лесу. Но вот однажды случилась с ними такая история, которая чуть не привела к беде.

Как- то раз Ваня и Таня долго гуляли в лесу, они устали и замёрзли, потому что подул сильный ветер. Таня стала плакать, а Ваня ей говорит: «Не плачь. Мы сейчас разведём костёр, отдохнём и согреемся». Он выбрал место для костра в самой густой чаще леса и начал разжигать костёр прямо в сухой траве. И тут ветер усилился, от костра загорелась трава, огонь быстро перекинулся на рядом стоящие деревья. Ребята испугались, стали кричать и звать на помощь. Их крики услышали Эколята, они быстро поняли, что случилось. К счастью, недалеко была река и Эколята смогли быстро принести воды и потушить пламя. Они были очень сердиты на ребят, потому что Ваня и Таня чуть не сожгли весь лес.

(Как ты думаешь, что сделали неправильно Ваня и Таня?)

Потом Эколята рассказали ребятам, что нельзя разводить костер в густом лесу, в сухой траве и в ветреную погоду, и вообще, детям нельзя без взрослых разжигать костер.

Этапы работы:

  • Собираем из конструктора костёр.

Вопросы к рассказу:

  • Где гуляли Ваня и Таня?
  • Почему они замёрзли?
  • Как они решили согреться?
  • Где Ваня разжёг костёр?
  • К какой беде чуть не привела неосторожность ребят?
  • Кто помог спасти лес от пожара?
  • Что сделали Эколята?
  • Почему они были сердиты на ребят?

Пересказ текста ребёнком.

История четвёртая: «Танин цветок»

Тане подарили на День Рождения красивый цветок в горшке. Тане он очень понравился, она долго им любовалась, а потом поставила цветок в угол комнаты и совсем про него забыла. Когда прошло несколько дней, Таня вспомнила про свой цветочек, подошла к нему и увидела, что его красивые лепестки облетели, а стебель и листья стали жёлтого цвета. Опечалилась Таня, ведь её цветочек погиб, и понесла его выбрасывать в мусорный контейнер. По дороге ей встретилась Умница. «Что случилось, Таня, почему ты такая грустная?», — спросила Умница. Таня рассказала ей о своей беде. Умница посмотрела на цветок и говорит: «Твой цветочек ещё можно спасти, его корешок ещё живой. Срежь сухие листья и стебель, поставь цветок в самое светлое место своей комнаты и не забывай каждый день его поливать». Таня так и сделала. Она поставила горшок с цветком около окна, убрала сухие листья и стала каждый день поливать цветок. И вскоре цветочек снова начал расти и у него, на радость Тане, появился новый бутон.

Этапы работы:

  • Собираем из конструктора цветок.

Вопросы к рассказу:

  • Что подарили Тане на День Рождения?
  • Куда она поставила цветок?
  • Что случилось с цветком через несколько дней?
  • Куда Таня понесла цветок? Кого она встретила?
  • Что сказала ей Умница?
  • Почему цветок ожил и собрался снова цвести?

Пересказ текста ребёнком.

История пятая: «Как Эколята спасли лесных жителей»

На поляне росло могучее красивое дерево. Около этого дерева всегда было много лесных жителей. Птицы вили гнезда на его ветвях, в дупле жила белочка, под деревом ёжик устроил себе норку, а заяц всегда мог спрятаться от лисы за толстым стволом. От раскидистых веточек под деревом всегда была тень и поэтому трава не выгорала на солнце, а всегда была густой и зелёной. Среди травы росло много цветов, вокруг которых порхали бабочки.

Но однажды пришёл лесоруб и спилил дерево. Остался от дерева один пенёк. Негде стало жить белочке, птицам строить гнезда, ёжику устраивать норку, а зайцу прятаться от лисы. Трава вокруг пня пожелтела на солнце, все цветы повяли, а бабочки улетели на другие полянки. Увидели Эколята, что лесные жители в опасности, стали они думать, как им помочь. Думали они думали и придумали. Они посадили на место старого дерева новый саженец, который быстро вырос в молодое деревце, и лесные жители стали снова возвращаться на прежнее место, чтобы устроить себе новый дом.

Этапы работы:

  • Собираем из конструктора белку и зайца.

Вопросы к рассказу:

  • Что росло на поляне? Каким было дерево? Кому и как оно помогало?
  • Что однажды случилось с деревом?
  • Как изменилась жизнь растений и животных, птиц, насекомых, когда дерева не стало?
  • Кто спас лесных жителей? Что сделали Эколята?
  • Захотели ли лесные жители возвращаться на эту поляну?

Пересказ текста ребёнком.

История шестая: «Как эколята помогли рыбкам»

В одном прозрачном голубом озере жили красивые разноцветные рыбки.

Им было хорошо и весело жить в чистой воде. Эколята часто приходили на берег этого озера, они наслаждались тишиной и любовались рыбками.

Но однажды они пришли к озеру и услышали громкий шум, который доносился с другого берега. Ещё Эколята увидели, что вода в озере стала грязной и мутной, а рыбки уже не резвятся, а вяло плавают на поверхности озера и хватают ртом воздух. Что же случилось? Оказалось, что на противоположном берегу озера люди построили завод. А отходы бросали в озеро. В таком грязном озере рыбкам стало жить плохо, и они начали болеть. Тогда Эколята пошли к рабочим и рассказали им, что происходит в озере. Люди поняли, что поступают очень плохо, ведь под водой живут живые существа. Рабочие быстро приняли решение очистить озеро от мусора и загородить завод стеной от шума. Вскоре озеро снова стало чистым и прозрачным, а рыбки снова резвились в воде.

Этапы работы:

  • Собираем из конструктора рыбок.

Вопросы к рассказу:

  • Где жили красивые разноцветные рыбки? Почему рыбкам хорошо было жить в озере?
  • Что однажды услышали и увидели Эколята, когда пришли к озеру?
  • Почему вода в озере стала мутной, а рыбки начали болеть?
  • Как Эколята помогли рыбкам?
  • Что сделали люди, чтобы исправить ситуацию?

Пересказ текста ребёнком.

 

 

 

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!