Роль конструкторского бюро в воспитании дошкольников

13.02.2025

Роль детского конструкторского бюро в воспитании дошкольников

Представляем вашему вниманию методический материал «Детское конструкторское бюро как пространство для развития интереса к конструкторской деятельности у дошкольников». Опытом работы поделилась Куркина Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 8, городской округ Красноуральск.

В настоящее время актуальность конструктивной деятельности значима в свете внедрения ФОП ДО, так как является великолепным средством развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей, позволяют педагогам сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры.

Поэтому в нашей группе реализуется практико-ориентированный проект «Детское конструкторское бюро «Строим будущее»?

Конструкторское бюро — это форма организации работы с детьми, основанная на взаимодействии педагога и воспитанников, в процессе которой дети осуществляют конструктивную деятельность в соответствии с заказом, поступившим в конструкторское бюро, соблюдая роли и предложенные правила, осваивая действия выбранных профессий.

Основные задачи конструкторского бюро в соответствии с ФОП ДО являются:

  • Формировать умение у детей видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение;
  • Закреплять у детей навыки коллективной работы: умение распределять обязанности. Работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
  • Развивать у детей интерес к конструктивной деятельности;
  • Знакомить детей с различными видами конструкторов;
  • Знакомить детей с профессиями дизайнера, конструктора, архитектора, строителя.

Конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного и самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира.

В рамках конструкторского бюро как форма организации с детьми, в которой мы используем как художественное конструирование так и техническое.

Конструкторское бюро реализуется в различных вариантах совместной деятельности, которые представлены в ФОП ДО:

  • Образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
  • Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Взаимодействие с семьями воспитанников.
  • И еще добавила такой вид деятельности, как взаимодействие с социальными партнерами.

Характерной особенностью данной формы работы является то, что дети умеют конструировать, принимают заказ, владеют способностью воссоздавать и преобразовывать конструкции. Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры. В процессе создания постройки дети вступают в игровые отношения, не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например, роль архитектора, строителя, дизайнера. Архитектор рисует чертежи, строители выполняют постройки, озеленители высаживают зеленые насаждения, телеведущие презентуют постройки и модели на различных мероприятиях.

Для конструкторского бюро были разработаны алгоритмы и схемы создания моделей. Такие алгоритмы помогают детям видеть пошаговое изготовление того или иного предмета, создают ситуацию «Успеха» для ребенка.

Организую работу конструкторского бюро поэтапно:

1 этап: мотивационно-целевой, на котором стимулирую детей к конструированию заказа, который поступил в конструкторское бюро.

2 этап: проектировочно-организационный.

Для развития детской самостоятельности и умение планировать свою деятельность на 2 этапе технологической карты использую модель на основе технологии Н.М.Крыловой «Пять пальцев». Совместно с детьми составляем модель (цель, материал, инструменты, трудовые действия, результат). Такая партнерская позиция, включенность взрослых в деятельность наравне с детьми способствует развитию у ребенка смелости в принятии решений, активного творческого поиска, вызывает стремление к достижению качественного результата. На данном этапе ребенок уже сам видит, какой результат должен получиться и какими средствами его можно достигнуть.

3 этап: оценочно-рефлексивный, на котором осуществляется презентация готового творческого продукта.

Совместно с воспитанниками приняли участие в командной игре «LEGO GAME» г.Камышлов между дошкольными образовательными учреждениями Свердловской области и сконструировали экомобиль «Flower watering machine» для посадки и полива цветов. Экомобиль работает на солнечной энергии.

 

К 80-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне сконструировали легендарную «Катюшу» с помощью конструктора lego wedo. С помощью зубчатой передачи модель движется вперед, с помощью червячно-зубчатой передачи поднимает орудие со снарядами и выпускает снаряды по противнику. Данную модель юные конструкторы представили на городском открытом конкурсе-выставке по Лего-конструированию и робототехнике и заняли 1 место.

 

Данная форма работы позволяет интегрировать разные виды деятельности, что очень важно. Помимо конструктивной деятельности успешно интегрируем и такие виды деятельности, как игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!