Технологии дистанционного обучения как инновация в процессе реализации образовательного процесса

17.07.2018

Технологии дистанционного обучения как инновация в процессе реализации образовательного процесса

В настоящее время информатизация оказывает существенное влияние на все сферы деятельности человека, в том числе и на образование. Это обусловлено целью информатизации общества, где главным объектом управления становятся не материальные объекты, а символы, идеи, образы, интеллект, знания, т.е. производство информационного продукта становится движущей силой образования и развития общества. Одной из значимых составляющих реформирования образования в России является информатизация образовательного пространства учебных заведений. Меняются формы получения знаний, методы и технологии.

Для успешного развития нашей страны на мировой арене, а также поддержания конкурентоспособности России наряду с ведущими западными странами особенно важно развитие и использование современных технологий в процессе образовательной деятельности. Перспективная система образования должна предоставлять любому обучающемуся разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих непрерывно обучаться, обеспечивать широким массам возможность получения послевузовского и дополнительного образования [1].

В настоящее время, когда речь идёт о качестве образования, значительную роль играют инновационные образовательные технологии. Одной из таких технологий является технология дистанционного обучения.

Дистанционное обучение – это возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени, возможность учиться всю жизнь.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [2].

Технология дистанционного обучения рассматривается как элемент системы непрерывного образования и как модель интеграции заочной и очной форм обучения, которая по сравнению с традиционным обучением имеет ряд преимуществ:

  1. массовость и относительная дешевизна получения знаний;
  2. параллельное с профессиональной деятельностью обучение без отрыва от производства;
  3. повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающегося за счёт самоорганизации учебной деятельности.

Анализ отечественных и зарубежных научных источников показывает, что учёные, в основном, единодушны в определении основных черт технологии дистанционного обучения. К ним относят [3]:

  1. Гибкость

Обучающиеся в системе дистанционного обучения, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в индивидуальном темпе.

  1. Модульность

В основу программу дистанционного обучения положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создаёт целостное представление по определённой предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным и групповым потребностям. Учебная программа направлена на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов.

  1. Параллельность

Обучение может проводиться с одновременным осуществлением профессиональной деятельности или учёбой в другом учебном заведении.

  1. Асинхронность

Процесс обучения, осуществляемый с использованием дистанционных технологий, протекает по удобному для обучающего и обучаемого расписанию или графику.

  1. Экономическая эффективность

Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное обучение обходится на 50% дешевле традиционных форм обучения. Опыт отечественных негосударственных центров дистанционного обучения показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалиста по дневной форме.

  1. Новая роль преподавателя

На него возлагают такие функции, как совершенствование образовательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное взаимодействие обучаемых и преподавателя в системе дистанционного обучения предполагает обмен сообщениями путём взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на неё в удобное для корреспондентов время. Методами взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные сети, которыми должен владеть преподаватель и студент.

  1. Специализированный контроль качества обучения

В качестве форм контроля в дистанционном обучении используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые, проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие экзамены.

  1. Использование специализированных технологий и средств обучения

Технология дистанционного обучения – это совокупность методов, форм, и средств взаимодействия с обучаемыми в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения определённого массива занятий. Технология обучения строится на фундаменте определённого содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Материал, предлагаемый к освоению, аккумулируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для дистанционного обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами.

  1. Опора на современные средства образовательной информации

Центральным звеном системы дистанционного обучения являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они предназначены для обеспечения образовательных процессов необходимыми учебными материалами; обратной связью между преподавателем и студентами; выходом в международные сети; включением в систему дистанционного обучения зарубежных пользователей.

Основываясь на положительном опыте внедрения технологий дистанционного обучения в образовательный процесс в России и зарубежных странах, стоит отметить практику, которая успешно введена – проект «Создание системы дистанционного обучения инженерному творчеству», который реализуется на данный момент организацией ООО «ФГОС-РЕЗЕРВ».

Проект направлен на организацию массовой работы по привлечению детей и подростков к занятиям научно-техническим творчеством с использованием дистанционных технологий, выявление и поддержку обучающихся, склонных к изучению точных наук, техническому моделированию, а также профессиональную ориентацию школьников на инженерные специальности. Деятельность по проекту включает в себя следующие мероприятия:

  1. Информационная кампания проекта;
  2. Набор участников проекта;
  3. Обновление структуры ВЕБ-сайта;
  4. Закупка оборудования и оснащение интернет-студии;
  5. Проведение анализа существующего опыта работы образовательных организаций по использованию дистанционных технологий;
  6. Разработка универсального аппаратно-методического комплекса для организации дистанционных занятий техническим творчеством;
  7. Проведение обучающих мероприятий и оказание необходимой поддержки участникам проекта.

На данный момент интернет студия располагается на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом юношеского технического творчества Челябинской области». В рамках работы интернет студии организовано бесплатное дистанционное обучение для детей и подростков по дополнительным образовательным программам технической направленности. С детьми работают квалифицированные педагоги, руководители федераций модельного спорта.

В рамках проекта, специалистами организации ООО «ФГОС-РЕЗЕРВ» совместно с партнерами, был разработан информационно-образовательный комплекс, который направлен на создание условий для вовлечения обучающихся в систему научно-технического творчества, оказание методической и информационной поддержки образовательным организациям в реализации программ научно-технической направленности, а также повышение профессионального мастерства педагогических работников системы общего и дополнительного образования. В комплекс вошли курсы повышения квалификации, информационно-методические материалы, программы сопровождения педагогов, программы поддержки участников региональных и всероссийских соревнований.

Проанализировав технологии дистанционного обучения, процесс их внедрения в образовательный процесс и пример положительной практики внедрения данной технологии организацией ООО «ФГОС-РЕЗЕРВ», следует сделать вывод о том, что применение данных технологий способствует повышению уровня знаний учащихся учебных заведений.

Список литературы

  1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 // Собрание законодательства РФ. – ст. 16.
  3. Господарик Ю.П. Дистанционное обучение и средняя школа / Ю.П. Господарик // Дистанционное образование. - № 5.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!