ТехноМир: развитие без границ

08.12.2024

Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с одним очень интересным проектом «ТехноМир: развитие без границ». Своим опытом работы его реализации поделилась Манфия Мавлявиевна Шакурова, старший воспитатель филиала МАДОУ «Детский сад № 9» — «Детский сад № 8», г.о. Первоуральск Свердловской области.

В соответствии с приказом № 103 от 22.02.2023 г. «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» в МАДОУ «Детский сад № 9» и его филиалах реализуется проект «ТехноМир: развитие без границ», который направлен на формирование системы работы по техническому направлению с привлечением родительского сообщества и с учетом предприятий города Первоуральск Свердловской области.

Основными задачами инновационной деятельности в рамках проекта являются:

  • Разработка методических рекомендаций по формированию игровой техносреды в образовательном пространстве ДОО;
  • Разработка методических рекомендаций по развитию детского технического творчества на основе проектной деятельности предприятий регионов РФ;
  • Разработка сценариев мероприятий с родителями по развитию детского технического творчества;
  • Мониторинг результатов развития технического творчества детей дошкольного возраста.

Администрацией МАДОУ «Детский сад № 9» и рабочей группой педагогов, входящих в данную инновационную площадку выполнены основные условия:

  • Педагоги повысили свою компетентность по отбору и разработке методик, технологий, активизирующих конструктивно-модельную, познавательно-исследовательскую деятельность детей в рамках курсов повышения квалификации, вебинаров, мастер-классов, семинаров;
  • Создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях (Центры конструирования и IT-лаборатории; 
  • Мотивационная готовность педагогического коллектива развивать техническое творчество детей дошкольного возраста, с учетом специфики региона и в соответствии с ФГОС ДО.

Техническая направленность позволяет решать такие задачи:

  • Образовательная: дети обучаются различным техникам конструирования;
  • Развивающая: у детей тренируется логика, мышление, воображение и мелкая моторика;
  • Воспитательная: воспитание настойчивости, целеустремленности, терпения.

Для решения данных задач в образовательной деятельности педагоги активно применяют технологию конструирования.

Конструктивная является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

К техническому типу конструирования относятся:

  • Конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы);
  • Конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;
  • Конструирование из крупногабаритных модульных блоков;
  • Конструирование на базе компьютерных программ.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов.

К художественному типу конструирования относятся:

  • Конструирование из бумаги;
  • Конструирование из природного материала.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не столько отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

В нашем ДОУ имеются разные образовательные конструкторы, которые можно использовать по пяти областям ФГОС ДО и ФОП ДО: речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое:

  • Кубики; 
  • Строительные наборы;
  • Напольные конструкторы;
  • Конструкторы-трансформеры; 
  • Тематические наборы; 
  • Блочные конструкторы; 
  • Конструкторы с болтовым соединением; 
  • Магнитные; 
  • Электронные; 
  • Криволинейные контурные; 
  • Суставные; 
  • Мягкие конструкторы; 
  • Развивающие конструкторы-лабиринты.

В данных конструкторах предлагается большое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог и ребенок, он не ограничивает воображение, а также заложена идея усложнения, которая, как правило, обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, которые делают конструирование разнообразным и в перспективе сложным.

Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка, что приносит им большое удовлетворение.

Таким образом, конструирование является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития, нравственного и трудового воспитания.

Опят работы по инновационной деятельности педагоги активно представляют не только на уровне МАДОУ «Детский сад № 9», но в городских, областных и всероссийских конкурсах:

  • Конкурсы методических пособий
  • Участники выставок и мастер-классов в VI научно-практической конференции в «ИРО» Свердловской области «Дошкольное образование: стратегия развития в современных условиях» конференции.
  • Публикации педагогов и руководителей филиалов нашего объединения:
  • Участие воспитанников в конкурсах технической направленности:

МАДОУ «Детский сад № 9» является инициатором и организатором ежегодного конкурса технического творчества «ГОРИЗОНТЫ ТЕХНИКИ» на городском уровне, а также ежегодного Всероссийского фестиваля «ТЕХНО-КВЕСТ» при поддержке АО «Первоуральский Новотрубный завод, ГАУК СО «Инновационный культурный центр», ГАОУ «Институт развития образования» Свердловской области, Управления образования городского округа Первоуральск.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!