В помощь педагогу: тренировка мышц артикуляционного аппарата

03.12.2024

В помощь педагогу: тренировка мышц артикуляционного аппарата

Представляем вашему вниманию опыт работы «Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста». Методический материал разработал и прислала Лукашина Юлия Дмитриевна, воспитатель СП «Детский сад «Янтарик» п.г.т. Стройкерамика.

Все мы хотим слышать правильную чистую речь наших воспитанников. Для того, чтобы формировать правильное звукопроизношение у детей, начиная с младших групп, нам необходимо тренировать мышцы языка.

Артикуляционный аппарат

Язык — это мышечный орган, который состоит из 16 мышц, покрытых слизистой оболочкой, всю его толщу пронизывают кровеносные сосуды. Когда человек спит, его язык всё равно находится в постоянном движении. Язык новорожденного ребенка расположен прямо на плоскости рта и напоминает лопатку.

Но постепенно в процессе сосания, глотания, крика, гуления, лепета, мышцы языка начинают укрепляться.

Когда малышу вводят первый прикорм, пищу более густую, чем молоко, тогда ребенок начинает активно сглатывать, укрепляется небно-глоточное кольцо. Язык ребенка уходит в полость рта и занимает там привычное для нас физиологическое положение: край языка находится за нижними зубами, а тело языка прижимается к небу. Благодаря этому, в речи ребенка появляются первые слова, и речь начинает активно развиваться.

Язык, губы, зубы, гортань, голосовые связки — создают наш артикуляционный аппарат, с помощью которого мы говорим.

Центр управления речью находится в коре головного мозга в центре Брока, а за восприятие речи на слух отвечает центр Вернике. Центр Брока также управляет всеми моторными процессами: общей, мелкой моторикой, и речью. Вот почему, если у ребенка сильно нарушена речь, то, как правило, страдает и координация движений, и имеются нарушения моторики пальцев рук.

Артикуляционная гимнастика

Сегодня мы поговорим о тренировке мышц артикуляционного аппарата. Для этого существует артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата. Ее цель — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

В процессе речи происходит постоянно быстрая смена движений языка, губ, гортани. Они доведены до автоматизма, поэтому мы не фиксируем их. У детей же эти движения находятся в стадии развития, формирования, поэтому и возникают речевые нарушения.

Хочу представить вашему вниманию базовый комплекс артикуляционной гимнастики, который включает в себя статические и динамические упражнения.

  • Статические упражнения — органы артикуляции принимают определенное положение и фиксируют его под счет. Например, упражнение «Бегемотик» — широко открыть рот и поддержать под счет до 5.
  • Динамические упражнения подразумевают смену определенных положений губ, языка. Например: упражнение «Качели» — улыбнуться, широко открыть рот, поднимать широкий язык за верхние зубы и опускать за нижние.

Этот комплекс можно проводить с детьми разного возраста, со старшими и средними дошкольниками, и с малышами.

Важно помнить о том, что артикуляционная гимнастика является довольно-таки трудным видом деятельности, поэтому проводить ее лучше в форме игры, либо сопровождая каждое упражнение показом специальных картинок, чтением стихов.

На начальных этапах, педагог может выбрать несколько простых упражнений, разучить их с детьми, представив их в виде сказки, истории о Язычке, который живет в домике-ротике и о приключениях, которые с ним происходят.

Итак, базовый комплекс упражнений, необходимый нам, для формирования основных артикуляционных укладов для звуков с, з, ц, ш, ж, л, р.

Упражнения базового комплекса

Для щёк:

  • Надувание обеих щек одновременно.
  • Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
  • Набрать воздух в щеки. Перекатывать воздух из одной щеки в другую. Набрать воздух в щеки. Массировать щеки изнутри воздухом.
  • Сделать языком укол в одну щеку, в другую.
  • Помассировать языком щеки изнутри по кругу.

Для губ:

  • «Улыбка» — улыбнуться, держать улыбку под счет до пяти.
  • «Заборчик» — улыбнуться, поставить зубки друг на друга и ровно сомкнуть. Держать под счет до пяти.
  • «Хоботок» — сомкнуть губы, вытянуть их вперёд и напрячь.
  • «Трубочка» — сложить губы трубочкой и вытянуть вперёд.
  • «Бублик» — округлить губы, как при «о» и слегка выдвинуть вперёд. Чередовать упражнения «улыбка-трубочка».

Для языка:

  • «Лопаточка» — широкий язык положить на нижнюю губу, расслабить.
  • «Иголочка» — рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь и сделать узким.
  • «Качели» — Рот открыть. Губы в улыбке. Широкий язык поднять за верхние зубы, прикоснуться к бугоркам. Опустить за нижние зубы.
  • «Часики» — Открыть рот, улыбнуться. Узкий язычок перемещать из одного угла рта в другой, как маятник часов.
  • «Почистим зубки» — Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние, а затем нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком влево-вправо.
  • «Горочка» — Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубы, спинку поднять к верхним зубам. Язык напрячь.
  • «Катание с горочки» — язык в положении «горочка». Зубками «съезжаем» сверху-вниз по спинке языка.
  • «Вкусное варенье» — губы в улыбке, рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз, стараясь тянуться к носу, занести язык за верхние зубы.
  • «Чашечка» — губы в улыбке, рот открыт. Язык положить широкой лопаточкой на нижнюю губу, расслабить. Затем широкий край языка загнуть вверх в виде «чашечки» и занести в рот.
  • «Лошадка» — присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку.
  • «Грибок» — раскрыть рот, улыбнуться. Присосать широкий язык к нёбу. Натянуть подъязычную уздечку.

Мы познакомились с базовым комплексом артикуляционной гимнастики. А теперь я хочу вам показать, как можно провести ее в игровой форме, о чем говорилось ранее.

Игра

Наш Язычок живет в своем домике-ротике за заборчиком («Заборчик») Давайте заглянем к нему через окошечко (открываем ротик)

Язычок проснулся, посмотрел на часы («Часики»).

Встал и пошел чистить зубки. Сначала нижние, потом верхние («Почистим зубки»).

Почистил он зубки и побежал качаться на качелях. Качался вверх, вниз (показ 3 раза). («Качели»)

Потом решил покататься на горке («Горочка»).

Порвал Язычок на горке свои штанишки. Взял иголочку («Иголочка»). И стал зашивать (двигаем язычок иголочкой вперед-назад). Зашил.

Устал и лег отдохнуть («Лопатка»). Давайте расслабим язычок (хлопаем по языку губами, говоря: пя-пя-пя).

Отдохнул и пошел пить чай вот из такой чашечки («Чашечка»).

Чай он пил с вареньем и было ему так вкусно, что он от удовольствия облизывал свою верхнюю губку («Вкусное варенье»).

Захотелось ему грибов, сел он на лошадку и поскакал в лес («Лошадка»)

Остановил лошадку ТПРРУУ и увидел грибочки

Вот такие! («Грибок»). Собрал Язычок грибочки и положил их в корзинку.

На лошадке вернулся домой и закрыл свой домик.

Я привела пример сказки, а педагог может придумать любую другую. Например, «привязать» артикуляционную гимнастику к изучаемой в саду лексической теме.

Если это весна, то язычок может стать широким, как лужа («лопатка») и узким как сосульки на крыше («иголка»), он может прыгать по лужам (щелкать язычком, высоко поднимая его). Губки можно сжимать в трубочку, изображая почки на деревьях.

Все, что подскажет фантазия.

Также, детям очень нравится самим показывать упражнения, выбирать тех, кто делает их правильно и красиво, в качестве ведущих. Дети также любят придумывать свои сказки о приключениях Язычка.

Все, это делает артикуляционную гимнастику разнообразной, интересной, неутомительной и стимулирует активность детей.

Воздушная струя

Еще одним важным условием правильной речи является длительная направленная воздушная струя.

Для ее формирования есть несколько эффективных упражнений.

Выработка воздушной струи может проводиться одновременно с артикуляционной гимнастикой. Важно вдох делать носом, а выдох ртом.

Упражнения для воздушной струи

  • «Сдуть снежинку». Положить на ладошку кусочек ватки, бумаги. Губы вытянуть трубочкой. Сильно подуть. Следить, чтобы щёки не надувались. Воздушная струя должна быть сильной, плавной, непрерывной.
  • «Шторм в стакане». Рот открыт. Губы в улыбке. Посередине языка кладётся соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щёки не надувались!
  • «Фокус». Положить на кончик носа кусочек ватки. Слегка вытянув губы, подуть вверх и сдуть ватку.

Голосовые упражнения

Поем гласные звуки: А. У, О, И. Обращаем внимание на то, что выдох делаем носом, плечи опущены, а выдох выполняем ртом – он длительный и непрерывный. Можно петь сочетания гласных: АУ, УА, ИА, АУИ.

Условия проведения артикуляционной гимнастики

Дети выполняют упражнения совместно и под контролем взрослого.

  • Выполнять комплекс упражнений ежедневно по 5-7 минут.
  • Каждое упражнение выполняется 5-7 раз.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Форма проведения

Игровая форма:

  • С помощью картинок, стихов.
  • Под музыкальное сопровождение

Для показа упражнений выбирается «профи» — ребенок, лучше всех делающий гимнастику.

Презентации артикуляционной гимнастики. Место и время проведения.

Проводить гимнастику можно и нужно утром, активизируя внимание детей и «запуская»головной мозг в работу.

Перед обедом.

После тихого часа.

Место проведения: светлое, проветренное помещение. Нужны ли зеркала каждому ребенку? Я считаю, что нет. Зеркала отвлекают внимание детей. Воспитатель — зеркало для ребенка.

Дети, таким образом, научатся лучше чувствовать свой язык, губы и зубы. А также осознанно выполнять движения.

Регулярное проведение артикуляционной гимнастики в условиях детского сада, начиная с младших групп, будет способствовать укреплению мышц речевого аппарата, своевременному формированию правильного звукопроизношения свистящих, шипящих, сонорных звуков. А значит, значительному сокращению процента детей с нарушениями речи.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!