03.12.2024
Представляем вашему вниманию опыт работы «Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста». Методический материал разработал и прислала Лукашина Юлия Дмитриевна, воспитатель СП «Детский сад «Янтарик» п.г.т. Стройкерамика.
Все мы хотим слышать правильную чистую речь наших воспитанников. Для того, чтобы формировать правильное звукопроизношение у детей, начиная с младших групп, нам необходимо тренировать мышцы языка.
Артикуляционный аппарат
Язык — это мышечный орган, который состоит из 16 мышц, покрытых слизистой оболочкой, всю его толщу пронизывают кровеносные сосуды. Когда человек спит, его язык всё равно находится в постоянном движении. Язык новорожденного ребенка расположен прямо на плоскости рта и напоминает лопатку.
Но постепенно в процессе сосания, глотания, крика, гуления, лепета, мышцы языка начинают укрепляться.
Когда малышу вводят первый прикорм, пищу более густую, чем молоко, тогда ребенок начинает активно сглатывать, укрепляется небно-глоточное кольцо. Язык ребенка уходит в полость рта и занимает там привычное для нас физиологическое положение: край языка находится за нижними зубами, а тело языка прижимается к небу. Благодаря этому, в речи ребенка появляются первые слова, и речь начинает активно развиваться.
Язык, губы, зубы, гортань, голосовые связки — создают наш артикуляционный аппарат, с помощью которого мы говорим.
Центр управления речью находится в коре головного мозга в центре Брока, а за восприятие речи на слух отвечает центр Вернике. Центр Брока также управляет всеми моторными процессами: общей, мелкой моторикой, и речью. Вот почему, если у ребенка сильно нарушена речь, то, как правило, страдает и координация движений, и имеются нарушения моторики пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика
Сегодня мы поговорим о тренировке мышц артикуляционного аппарата. Для этого существует артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата. Ее цель — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
В процессе речи происходит постоянно быстрая смена движений языка, губ, гортани. Они доведены до автоматизма, поэтому мы не фиксируем их. У детей же эти движения находятся в стадии развития, формирования, поэтому и возникают речевые нарушения.
Хочу представить вашему вниманию базовый комплекс артикуляционной гимнастики, который включает в себя статические и динамические упражнения.
Этот комплекс можно проводить с детьми разного возраста, со старшими и средними дошкольниками, и с малышами.
Важно помнить о том, что артикуляционная гимнастика является довольно-таки трудным видом деятельности, поэтому проводить ее лучше в форме игры, либо сопровождая каждое упражнение показом специальных картинок, чтением стихов.
На начальных этапах, педагог может выбрать несколько простых упражнений, разучить их с детьми, представив их в виде сказки, истории о Язычке, который живет в домике-ротике и о приключениях, которые с ним происходят.
Итак, базовый комплекс упражнений, необходимый нам, для формирования основных артикуляционных укладов для звуков с, з, ц, ш, ж, л, р.
Упражнения базового комплекса
Для щёк:
Для губ:
Для языка:
Мы познакомились с базовым комплексом артикуляционной гимнастики. А теперь я хочу вам показать, как можно провести ее в игровой форме, о чем говорилось ранее.
Игра
Наш Язычок живет в своем домике-ротике за заборчиком («Заборчик») Давайте заглянем к нему через окошечко (открываем ротик)
Язычок проснулся, посмотрел на часы («Часики»).
Встал и пошел чистить зубки. Сначала нижние, потом верхние («Почистим зубки»).
Почистил он зубки и побежал качаться на качелях. Качался вверх, вниз (показ 3 раза). («Качели»)
Потом решил покататься на горке («Горочка»).
Порвал Язычок на горке свои штанишки. Взял иголочку («Иголочка»). И стал зашивать (двигаем язычок иголочкой вперед-назад). Зашил.
Устал и лег отдохнуть («Лопатка»). Давайте расслабим язычок (хлопаем по языку губами, говоря: пя-пя-пя).
Отдохнул и пошел пить чай вот из такой чашечки («Чашечка»).
Чай он пил с вареньем и было ему так вкусно, что он от удовольствия облизывал свою верхнюю губку («Вкусное варенье»).
Захотелось ему грибов, сел он на лошадку и поскакал в лес («Лошадка»)
Остановил лошадку ТПРРУУ и увидел грибочки
Вот такие! («Грибок»). Собрал Язычок грибочки и положил их в корзинку.
На лошадке вернулся домой и закрыл свой домик.
Я привела пример сказки, а педагог может придумать любую другую. Например, «привязать» артикуляционную гимнастику к изучаемой в саду лексической теме.
Если это весна, то язычок может стать широким, как лужа («лопатка») и узким как сосульки на крыше («иголка»), он может прыгать по лужам (щелкать язычком, высоко поднимая его). Губки можно сжимать в трубочку, изображая почки на деревьях.
Все, что подскажет фантазия.
Также, детям очень нравится самим показывать упражнения, выбирать тех, кто делает их правильно и красиво, в качестве ведущих. Дети также любят придумывать свои сказки о приключениях Язычка.
Все, это делает артикуляционную гимнастику разнообразной, интересной, неутомительной и стимулирует активность детей.
Воздушная струя
Еще одним важным условием правильной речи является длительная направленная воздушная струя.
Для ее формирования есть несколько эффективных упражнений.
Выработка воздушной струи может проводиться одновременно с артикуляционной гимнастикой. Важно вдох делать носом, а выдох ртом.
Упражнения для воздушной струи
Голосовые упражнения
Поем гласные звуки: А. У, О, И. Обращаем внимание на то, что выдох делаем носом, плечи опущены, а выдох выполняем ртом – он длительный и непрерывный. Можно петь сочетания гласных: АУ, УА, ИА, АУИ.
Условия проведения артикуляционной гимнастики
Дети выполняют упражнения совместно и под контролем взрослого.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Форма проведения
Игровая форма:
Для показа упражнений выбирается «профи» — ребенок, лучше всех делающий гимнастику.
Презентации артикуляционной гимнастики. Место и время проведения.
Проводить гимнастику можно и нужно утром, активизируя внимание детей и «запуская»головной мозг в работу.
Перед обедом.
После тихого часа.
Место проведения: светлое, проветренное помещение. Нужны ли зеркала каждому ребенку? Я считаю, что нет. Зеркала отвлекают внимание детей. Воспитатель — зеркало для ребенка.
Дети, таким образом, научатся лучше чувствовать свой язык, губы и зубы. А также осознанно выполнять движения.
Регулярное проведение артикуляционной гимнастики в условиях детского сада, начиная с младших групп, будет способствовать укреплению мышц речевого аппарата, своевременному формированию правильного звукопроизношения свистящих, шипящих, сонорных звуков. А значит, значительному сокращению процента детей с нарушениями речи.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!