17.03.2022

В помощь воспитателю: «Конструируем из LEGО вместе»

В помощь воспитателю: «Конструируем из LEGО вместе»:

Представляем вашему вниманию детско-родительский проект для детей старшего дошкольного возраста «Конструируем из LEGО вместе!» Разработала и реализовала программу Грачёва Ирина Леонидовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №11» г. Лысьва (Пермский край).

Актуальность

Развитие инженерного мышления является одной из приоритетных задач на современном этапе. Инженерное мышление — вид познавательной деятельности, направленный на решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата (Малых Г.И., Осипов В.Е. «История и философия науки и техники: методические указания»).

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандартов нового поколения, предполагает «обеспечение преемственности дошкольного, начального общего образования в вопросах развития информационно-обеспеченной и технически грамотной личности будущего общества уже с раннего возраста. Лего-конструирование является наиболее эффективным видом деятельности, в котором успешно развиваются предпосылки инженерного мышления дошкольников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из основных определяет принцип сотрудничества дошкольной организации с семьёй. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. В детском саду есть условия для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы совместной деятельности с детьми. Взаимодействуя в процессе обучения, ребёнок и взрослый «проходят путь от учебного взаимодействия до учебного сотрудничества, преобразуясь в единый совокупный субъект образовательного процесса…» (А.А. Майер).

Новизна

В основе организации взаимодействия в детско-родительском сообществе лежит четырёхкомпонентная модель содержания образования И.Я. Лернера (знания, опыт осуществления деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений). Организация работы в сообществе предполагает постановку общей цели, серию мастер-классов, в процессе которых дети и родители овладевают необходимыми знаниями, умениями и итоговое мероприятие, в ходе которого создаются условия для проявления совместного творчества детей и родителей и эмоциональной оценки результата.

Совместная деятельность в сообществе основывается на принципах событийности, сотворчества и сопереживания.

Проблема

Занятий по лего-конструированию и самостоятельной деятельности детей в условиях развивающей предметно-пространственной среды недостаточно для достижения качественного результата по развитию у детей предпосылок инженерного мышления.

Гипотеза

Мы считаем, что организация совместной образовательной деятельности в детско-родительском сообществе поможет освоению детьми умений в лего-конструировании на более высоком, качественном уровне, а родителям освоить приёмы развивающего взаимодействия с детьми в процессе совместной игровой деятельности с лего-конструктором. Педагогам данная работа даст возможность повысить уровень профессиональной компетентности по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников, а также по вопросам организации образовательной деятельности по лего-конструированию.

Цель проекта

Создание условий для развития предпосылок инженерного мышления у старших дошкольников в процессе организации совместного развивающего взаимодействия детей и родителей в условиях детско-родительского сообщества посредством лего-конструирования.

Задачи

  • Разработать систему мероприятий, способствующих повышению качества образовательного процесса по лего-конструированию в процессе развивающего взаимодействия детей и родителей.
  • Содействовать совершенствованию навыков лего-конструирования у детей и родителей посредством организации совместной образовательной деятельности.
  • Способствовать формированию у детей и родителей позиции субъектности, как основного механизма осуществления деятельности в процессе совместной постановки цели, планирования и осуществления деятельности, оценки результата и рефлексии.
  • Создать условия для проявления совместного творчества детей и родителей посредством непосредственного участия родителей и детей в совместной образовательной деятельности по лего-конструированию
  • Способствовать обобщению опыта совместной творческой деятельности посредством организации LEGO фестиваля.

Миссия

Вовлечение родителей в образовательный процесс по реализации основной образовательной программы детского сада по лего-конструированию

Участники проекта (образовательной практики)

Дети и родители подготовительной группы, воспитатель.

Продолжительность проекта

1 год

Организация

Совместная образовательная деятельность проходит 1 раз в неделю во второй половине дня.

Формы участия для родителей

Активный деятель

Предполагаемый результат

  • Освоение детьми умений в лего-конструировании на более высоком, качественном уровне;
  • Освоение родителями приёмов развивающего взаимодействия с детьми в процессе совместной игровой деятельности с лего-конструктором.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников, а также по вопросам организации образовательной деятельности по лего-конструированию.

Анализ ресурсов

Образовательный уровень родителей воспитанников

  • 40% — высшее образование
  • 47% —средне-специальное
  • 10% — среднее образование
  • 3% — неполное среднее

Образовательный уровень родителей способствует наиболее успешному осуществлению процесса формирования у них осознанного и заинтересованного отношения к воспитанию и развитию детей.

Материально-техническая база

В ДОУ созданы необходимые условия для начала организации совместных мастер-классов с детьми и родителями. Имеются базовые наборы конструкторов из серии lego-duplo и lego-education, но их количества недостаточно для создания сложных построек. Нет наборов из серии «Мои первые механизмы» и наборов с программным управлением, которые необходимы для освоения движения шестерёнок и начал робототехники.

Таким образом, созданные в ДОУ условия лишь частично способствуют успешной реализации проекта. Требуется дополнительное приобретение наборов лего-конструкторов различного типа.

Мотивационные ресурсы

  • Родители овладеют практическими умениями — смогут дома применять полученные в детском саду знания для совместной конструктивно-инженерной деятельности.
  • Сближение педагогов с семьями воспитанников.
  • Установление доверительных детско-родительских взаимоотношений и положительного эмоционального микроклимата.
  • Повышение качества образовательной работы по лего-конструированию

Мотивационные ресурсы должны способствовать успешной реализации проекта.

Критерии результативности реализации проекта

  • Улучшение результатов диагностики конструктивных умений.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности и работоспособности педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам развития предпосылок инженерного мышления у воспитанников.
  • Обобщение опыта на различных уровнях.
  • Активное участие родителей в совместных мероприятиях.

Управление проектом

Руководитель проекта

Директор Васильевых И.Л.

  • Утверждает нормативно-правовую базу проекта.
  • Обеспечивает финансирование проекта.
  • Утверждает план мероприятий по реализации проекта.
  • Осуществляет внешнюю оценку и контроль.

Менеджер и координатор проекта

Зам. зав. по ВМР Татаурова Л.Н.

  • Осуществляет контроль за выполнением проекта и достижением запланированных целей и задач на каждом этапе.
  • Выявляет недостаток ресурсов для реализации проекта и обеспечивает их наличие.
  • Осуществляет коррекцию проекта и плана мероприятий по его реализации.
  • Анализирует результаты реализации проекта и соотношение с поставленными целями.

Команда проекта

Воспитатель Грачёва И.Л., дети и родители подготовительной логопедической группы

  • Разрабатывает совместными усилиями мероприятия для реализации проекта.
  • Принимают участие в запланированных мероприятиях.
  • Вырабатывает решения по реализации проекта.
  • Отчитывается о ходе и результатах мероприятий по реализации проекта.

Пользователи услуг — дети и родители подготовительной группы

План реализации проекта

Этапы

Задачи

Мероприятия

Ответственный

сроки

Подготовительный

Выявить образовательные потребности родителей

Анкетирование

Индивидуальные беседы

Организация первой вводной встречи. Создание проблемной ситуации. Поиск путей решения

Постановка общей цели и её принятие

Разработка плана мероприятий для достижения поставленной цели. Его обсуждение

Грачёва И.Л.

1-15 октября

 

Составить перспективный план мастер-классов по лего-конструированию на учебный год

Составление перечня интересующих вопросов.

Подбор дидактических игр и пособий, составление конспектов совместных мероприятий.

Подбор и приобретение лего-конструкторов

Грачёва И.Л.

Татаурова Л.Н.

С 15 – 30 октября

Основной

Привлечь родителей и детей к участию в детско-родительском сообществе

Способствовать повышению уровня родительской компетентности по вопросам организации развивающего взаимодействия с детьми в процессе лего-конструирования.

Организация серии мастер-классов по лего-конструированию для детей и родителей

 

 

 

 

 

 

Грачёва И.Л. Родители.

ноябрь- апрель

Заключительный

- Создать условия для обобщения опыта совместной творческой деятельности

Проанализировать итоги проделанной работы.

 

 

 

 

 

 

Представить результат проделанной работы родительскому сообществу и педагогической общественности

Организация семейного Lego- фестиваля

 

Проведение диагностики уровня сформированносмти конструктивных умений и навыков

Анкетирование родителей.

 

 

Выступление с опытом работы на ФПИ и НПК разного уровня.

Грачёва И.Л.

 

 

Грачёва И.Л.

 

 

 

 

Родительский комитет группы

 

Грачёва И.Л.

 май

 

Презентация проекта

  • Публикация на сайте детского сада.
  • Выступление на заседании педагогического совета.
  • Представление опыта работы по реализации проекта на муниципальном конкурсе «Воспитатель Лысьвы».

Приложения

Приложение № 1

Мероприятие для детей и родителей в рамках работы детско-родительского сообщества по обучению Лего-конструированию

Цель: Создание условий для вовлечения родителей в образовательный процесс по лего-конструированию, формирования практических навыков игры в конструктор вместе с ребёнком

  • Способствовать развитию у родителей навыков организации развивающего взаимодействия с детьми посредством дидактических игр с лего-конструктором
  • Содействовать расширению и уточнению представлений детей и родителей о конструкторе Лего, способах соединения деталей, развитию комбинаторных способностей в совместной игровой деятельности
  • Способствовать формированию положительного эмоционального опыта общения детей и родителей в совместной конструктивно-инженерной деятельности детей и родителей.

Ход мероприятия

Дети и родители сидят в кругу.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители и дорогие ребята. Давайте поприветствуем друг друга.

Воспитатель: Каждый из нас что-то или кого-то любит. Давайте построим «пирамиду любви» из деталей конструктора. Возьмите по одной детали. Как мы их называем?

Дети: Кубики.

Воспитатель: Я назову что-то любимое и положу свой кубик, затем каждый из вас будет называть своё любимое и присоединять кубик сверху. Например: Я люблю свою семью…(Дети и родители выстраивают пирамиду, говоря, что они любят.) Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида.

Воспитатель: Сегодня мы узнаем много нового о лего-играх и поиграем в них вместе с родителями…

  1. Игра «Вложи ряд» (сл. 1)

Воспитатель: Давайте потренируемся в нахождении и узнавании деталей конструктора, в этом нам помогут ваши родители. Они будут показывать картинку с изображением деталей конструктора, а вы, ребята, должны найти такую же деталь.

  1. Игра «Сделай так же» (сл. 2)

Воспитатель: А теперь посмотрим, как родители справятся со следующим заданием. Дети показывают рисунок-схему, а родители запоминают и повторяют заданную схему по памяти .

  1. «Симметричная мозаика» (сл. 3)

Воспитатель: Вы отлично справились. Я хочу вам предложить собрать симметричную мозаику в паре вместе с вашими мамами и папами. (Дети совместно с родителями выполняют здания по схеме) (звучит музыка).

  1. Игра «Лего в тесте» (сл. 4)

Воспитатель: Ребята, вы помогаете на кухне печь пироги…Сегодня мы тоже хотим предложить вам совместно поиграть с тестом и конструктором лего. Возьмите кусок теста, разомните его и раскатайте вместе тонкий коржик. Попробуйте опечатками деталей выложить какой-нибудь рисунок, дорожку, ветку елочки, используя различные по форме, цвету размеру детали. Молодцы!

Воспитатель: А сейчас выложите отпечатками деталей Лего букву, с которой начинается фамилия вашей семьи. Это будут воспоминания о нашей сегодняшней встрече.

Воспитатель: У вас на столах лежат карточки с незаконченными предложениями, я предлагаю Вам их закончить:

  • Игры с лего-конструктором развивают…
  • В процессе игры дети учатся…
  • Играть с ребёнком…
  • Дома мы…
  • Хорошо, что…
  • Интересно было бы…
  • Мы хотим предложить…

Рефлексия

  • Понравилось Вам играть с конструктором Лего? Давайте украсим наш торт из теста деталями.
  • Если вам было интересно и всё понятно — добавляем красный кубик конструктора. Если не очень интересно — жёлтый. Если не интересно — зелёный. Я рада, что вам понравилось играть вместе.

 

 

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!