08.06.2022

Знакомимся с калькулятором!

Знакомимся с калькулятором!

Предлагаем вашему вниманию методическую разработку занятия по информатике по теме «Калькулятор». Материал разработала и прислала Галина Геннадьевна Обухова, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного образования «Центр технического творчества», г. Киров.

Аннотация: В статье представлена методическая разработка занятия по информатике, которую можно использовать при проведении занятия по теме «Калькулятор» как для учащихся 4–5 классов общеобразовательных школ, так и для детей, занимающихся в объединениях информатики в учреждениях дополнительного образования.

Ключевые слова: информатика, занятие, калькулятор, вычисления, системы счисления.

Предметные знания и способы деятельности, полученные учащимися на занятиях по информатике, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметов, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.

При изучении новой темы по информатике важно в течение всего занятия у учащихся поддерживать интерес к изучаемому материалу, для этого необходимо создавать у учащихся положительный эмоциональный настрой, а также менять в течение всего занятия виды деятельности учащихся.

Для создания устойчивой мотивации к учебной деятельности у учащихся нужно, чтобы ребёнок имел возможность оценивать работу свою и своих сверстников, отмечать все положительные и отрицательные моменты.

В данной разработке представлено учебное занятие по теме «Калькулятор», в ходе которого учащиеся знакомятся с древними вычислительными устройствами и машинами, основами работы на обычном и инженерном калькуляторах, учатся вычислять примеры, выполнять перевод в различные системы счисления.

Методическую разработку можно использовать для проведения занятия по информатике по теме «Калькулятор» при изучении Операционной системы Windows.

Цель занятия: сформировать у учащихся навыки работы в программе «Калькулятор» ОС Windows.

Задачи:

Обучающие:

  • Формирование знаний об истории калькулятора;
  • Формирование знаний о функциях калькулятора;
  • Формирование умений и навыков выполнения математических расчётов с помощью программы «Калькулятор»;

Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса к изучению информатики;
  • Развитие внимания, логического мышления;
  • Развитие навыков самостоятельной деятельности;

Воспитательные:

  • Воспитание ответственного отношения к выполняемой работе;
  • Воспитание усидчивости и дисциплинированности.

База знаний учащихся: учащиеся изучили стандартные программы операционной системы: «Блокнот», «Word Pad», «Paint» и только начинают изучать программу «Калькулятор».

Возраст учащихся: 10-12 лет.

Возрастные и индивидуальные особенности учащихся: старательность, аккуратность при выполнении задания, внимательность, что характерно для учащихся младшего школьного возраста.

Общедидактические принципы, используемые на занятии:

  • Принцип осознанности и активности учащихся: понимание учащимися целей предстоящей работы, плана действий и методики работы;
  • Принцип наглядности обучения: демонстрация учителем действий, которые предстоит выполнять учащимся;
  • Принцип систематичности и последовательности: опора на знания и умения учащихся, полученные ранее;
  • Принцип доступности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  • Принцип связи с практикой: показаны возможности использования функций калькулятора в жизни.

Методы и приёмы обучения, используемые на занятиях: методы репродуктивный и объяснительно-иллюстративный.

Место занятия в учебном плане: тема «Калькулятор» изучается в разделе «Операционная система Windows» дополнительной общеразвивающей программы технической направленности по информатике «Основы информатики» первого года обучения.

Продолжительность занятия: 60 минут (два по 30 мин, перерыв 10 минут).

Тип занятия: Изучение нового материала.

Форма проведения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Оборудование:

  • Компьютеры;
  • Мультимедийный проектор;
  • Презентация к занятию;
  • Карточки с самостоятельной и практической работами;
  • Пособие для профилактического упражнения для глаз.

Методические материалы к проведению занятия.

  • Приложение № 1 – карточки с заданиями.
  • Приложение № 2 - карточки: Филворд.
  • Приложение № 3 – Презентация «Калькулятор», Презентация «Гимнастика для глаз».

Структура занятия:

  • Организационная часть.
  • Актуализация знаний.
  • Изложение нового материала.
  • Закрепление нового материала.
  • Выполнение практической работы;
  • Подведение итогов занятия (Рефлексия).

Ход занятия:

Организационная часть

Педагог: Здравствуйте ребята! Сосчитайте устно пример: 23+34. Сколько получилось?

Учащиеся: 57.

Педагог: Молодцы! А сейчас найдите сумму 1274+1349.

Учащиеся: Такой пример сосчитать устно сложно.

Педагог: Как его можно вычислить?

Учащиеся: С помощью калькулятора.

Педагог: У каждого из вас есть телефон, а в телефоне есть калькулятор. Давайте попробуем с помощью калькулятора вычислить этот пример.

Учащиеся: Получилось 2623.

Педагог: Верно! А если нет телефона, но есть компьютер, то можно воспользоваться программой «Калькулятор». В современном обществе калькулятором пользуются некоторые категории сотрудников, так как калькулятор очень облегчает выполнение расчётов, а также часто используется калькулятор для вычислений и в повседневной жизни.

Актуализация знаний

Педагог: Сегодня на занятии мы изучим программу «Калькулятор». Научимся вычислять любые примеры, выполнять перевод в разные системы счисления. Узнаем, какие приспособления для вычислений использовались в древние времена.

Изложение нового материала.

Педагог: А сейчас давайте немного окунёмся в историю и узнаем, какие вычислительные устройства использовали наши предки.

Включается презентация «Калькулятор». Ребята из презентации узнают о таких вычислительных устройствах, как абак, суан-пан, серобян, суммирующая машина Паскаля, счетный аппарат Лейбница, арифмометр Однера, счёты, а затем о первом электронном калькуляторе, который изобрёл Джек Килби.

Педагог: На компьютере тоже есть программа «Калькулятор», чтобы программу открыть, выполните команду: Пуск ® Калькулятор. Одновременно с открытием программы «Калькулятор» на экране демонстрируется окно этой программы и рассказывается, как выполняются вычисления на компьютерном обычном калькуляторе

(Принцип работы с калькулятором такой же, как и с обычным карманным калькулятором. Ввод чисел и команд осуществляется с помощью мыши или клавиш клавиатуры.

Затем ребята знакомятся с кнопками и их назначением на калькуляторе. Выполняют действия с этими кнопками.

На калькуляторе ребята вводят число 567 и нажимают кнопку «Х» и видят, что эта кнопка удаляет последнее введённое число, нажимают кнопку «СЕ» и видят, что удаляется последнее введённое число, нажимают кнопку «С», которая очищает калькулятор).

Практическое упражнение

Педагог: Вычислите пример: 2+2*2= (пример демонстрируется на экране в презентации). Сколько получилось?

Учащиеся:  8.

Педагог: А верный ли это ответ?

Учащиеся: Не верный.

Педагог: А сколько должно получиться?

Учащиеся: 6.

Педагог: Используя математические законы, при решении примера у нас должен получиться ответ 6. Давайте вычислим этот же пример, используя кнопки памяти калькулятора.

Далее решают пример с использованием кнопок памяти:

Алгоритм вычисления примера:

  • Набираем: 2*2 и нажимаем: =
  • Получится: 4
  • Нажимаем: MS (записываем число в память).
  • Нажимаем С, в поле ввода появится 0.
  • Набираем: 2
  • Нажимаем: +
  • Нажимаем: MR (Читает из памяти). Появится число: 4.
  • Нажимаем: =.
  • Получится: 6.

Педагог: Закончив вычисления, нажмите С, чтобы очистить ячейку памяти! Посмотрите, какой длинный путь для решения такого простого примера, так считать очень долго и неудобно.

Педагог: Ребята, кроме обычного калькулятора на компьютере, который мы сейчас использовали есть ещё и инженерный калькулятор, который можно использовать для сложных расчётов, например: инженерных, бухгалтерских. Чтобы открыть инженерный калькулятор, нажмите соответствующую кнопку и выберите Инженерный.

Педагог:  Вы сейчас решали пример на обычном калькуляторе: 2+2*2. Давайте сейчас мы этот же самый пример решим на инженерном калькуляторе.

(Ребята вводят пример и видят, что ответ получается = 6.)

Педагог: Инженерный калькулятор вычисляет примеры, соблюдая порядок математических действий. А сейчас самостоятельно будем решать примеры. Раздаются карточки с примерами.

Задание 1

Вычислите:

  • (39*56+5874)*84/21=
  • (1534/26+4587)*16=
  • 32*69+56*23=
  • (28*49+37*14)/30=
  • (28*26+256)/3=

После решения примеров проводится физкультминутка (Включается презентация «Гимнастика для глаз»).

Педагог: А сейчас проверим у соседа правильность решения примеров.

(Учащиеся в парах проверяют друг у друга ответы. В это же время на экран проецируются ответы).

Знакомимся с калькулятором!

Ребята проверив примеры делают друг у друга пометки о правильно или неверно решенном примере. Ставят «+», если верно, и «-» если неверно.

Педагог: Калькулятор очень существенно упрощает вычисление примеров. В инженерном калькуляторе есть ещё одна очень интересная функция. Это перевод из одной системы счисления в другую. Вся информация, которая есть на компьютере закодирована, иными словами, записана в виде 0 и 1. Такая система кодирования ещё называется бинарная система. Нажмите кнопку и выберите Программист.

(Учащиеся включают её и видят новое окно программы Калькулятор.)

Знакомимся с калькулятором!

Педагог: На калькуляторе Программист мы можем переводить из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления и обратно. Давайте рассмотрим каждую из них. Какую систему счисления мы используем на уроках математики и в повседневной жизни?

Учащиеся: Десятичную.

Педагог: Молодцы! То есть в десятичной системе счисления используются цифры от 0 до 9 (нажимаем кнопку DEC 0). Активны цифры от 0 до 9. Восьмеричная система счисления — это система счисления, в которой используются цифры от 0 до 7 (включаем кнопку OCT 0). Активны только цифры от 0 до 7. Шестнадцатеричная система счисления, система в которой используются цифры от 0 до 9, а также буквы A, B, C, D, E, F (включаем кнопку HEX 0). Активны цифры от 0 до 9, а также буквы A, B, C, D, E, F. Включите десятичную систему счисления, введите с клавиатуры четырёхзначное число, например: 4581. Нажмите кнопку HEX 0. У вас отображается число, записанное в шестнадцатеричной системе счисления.

Закрепление нового материала

Педагог: Теперь вы знаете, как выполнять перевод из одной системы счисления в другую. Выполните перевод из одной системы счисления в другую, результат скопируйте в программу Блокнот. Раздаются карточки с заданиями.

Задание 2.

  • Переведите число 456 в двоичную систему счисления.
  • Переведите число 3876 в восьмеричную систему счисления.
  • Переведите число 89651 в шестнадцатеричную систему счисления.

Знакомимся с калькулятором!

Педагог: Проверьте друг у друга правильность перевода из одной системы в другую.

(На экране демонстрируются правильные ответы. Ребята отмечают верные ответы «+», неверные «-». )

Педагог: Молодцы!

Подведение итогов занятия (Рефлексия)

Педагог: Время занятия подходит к концу. И в конце занятия я хочу вам предложить филворд, разгадав который вы ещё раз вспомните термины, которые мы сегодня использовали на занятии. (Приложение 1).

Ребята разгадывают филворд.

Педагог: А сейчас поменяйтесь отгаданными филвордами друг с другом.

После этого на экран проецируются правильные ответы филворда и дети в парах проверяют их друг у друга.

Подводятся итоги по разгаданному филворду.

Педагог: Все молодцы! Давайте подведем итог урока. С какой программой мы сегодня познакомились?

Учащиеся: С программой «Калькулятор».

Педагог: Что мы научились делать с помощью программы «Калькулятор»?

Учащиеся: Складывать, вычитать, умножать, делить, выполнять перевод из одной системы счисления в другую.

Педагог: Чем отличается обычный калькулятор от инженерного?

Учащиеся: На инженерном калькуляторе можно вычислять сложные примеры и при этом будут соблюдаться математические законы. На инженерном калькуляторе можно выполнять перевод из одной системы счисления в другую, а на обычном нельзя.

Педагог: Все сегодня очень хорошо работали на занятии. Молодцы!

Итак, сегодня мы с вами узнали историю калькулятора, посмотрели, как выглядят современные калькуляторы, познакомились с программой «Калькулятор» и научились выполнять с помощью калькулятора вычисления, перевод из одной системы счисления в другую, а также узнали, чем отличается обычный калькулятор от инженерного.

Спасибо за работу! Всем удачного дня! До свидания.

Приложение 1

Задание 1

Вычислите:

  • (39*56+5874)*84/21=
  • (1534/26+4587)*16=
  • 32*69+56*23=
  • (28*49+37*14)/30=
  • (28*26+256)/3=

Задание 2

  • 1) Переведите число 456 в двоичную систему счисления.
  • 2) Переведите число 3876 в восьмеричную систему счисления.
  • 3) Переведите число 89651 в шестнадцатеричную систему счисления.

Приложение 2

Филворд

Знакомимся с калькулятором!

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!