Инновационная деятельность педагога дополнительного образования в работе объединения «Робототехника»

22.09.2016

Ершов Александр Юрьевич, педагог дополнительного образования МАУДО ЦДО, город Сухой Лог, Свердловская область

Одной из форм современной инновационной деятельности педагога дополнительного образования является проектная, исследовательская деятельность, которая требует к своей организации зачастую чересчур формальный подход. При этом регламентируется строгая постановка цели, задач и планируемого результата в соответствии с выбранной тематикой проекта или исследования. Но очень часто остается нераскрытым вопрос о принадлежности цели – кто ее себе ставит: педагог или учащиеся, привлекаемые к реализации данного проекта.

Чтобы избежать подобного недоразумения рекомендуется использовать в своей практической деятельности такой инновационный прием работы как формирование у учащихся проблемной ситуации. На начальном этапе разработки проекта его цель намеренно не формулируется, а проговаривается лишь вопрос, направленность, связанные с предстоящей работой, и учащиеся самостоятельно осмысливают ситуацию, обсуждают сопутствующие идеи и приходят к некоему общему мнению, характеризующему путь решения проблемы. При этом формальный подход к дальнейшей работе предполагает в наличии две цели – одну педагогическую и одну цель деятельности учащихся. Это способствует более продуктивному анализу успешной работы над проектом или исследованием.

Метод постановки проблемной ситуации с успехом может применяться в других формах и видах педагогической работы, независимо от направленности объединения, состава и возраста учащихся.

Другой формой инновационной деятельности следует считать практическую работу педагога по реализации основных принципов организации деятельности учащихся наших объединений дополнительного образования:

  1. Активность учащихся, которые вовлекаются в творческий процесс.
  2. Творческая позиция: в ходе занятий учащиеся осознают, обнаруживают, «открывают» уже известные идеи, закономерности, а также свои собственные ресурсы и возможности.
  3. Диалогичность: продуктивная обучающая деятельность педагога с детьми возможна лишь в ситуации диалога.
  4. Осознание результативности: универсальным средством достижения высокого уровня образованности является закрепление результатов обучения в виде участия в выставках, конкурсах, фестивалях.

Данные принципы отлично реализуются путем применения в практической деятельности так называемого метода 4С (FourCs: Connect-Construct-Contemplate-Continue):

  1. «Соединяй» (вхождение учащихся в проблемную ситуацию принятия решения о формировании собственной образовательной траектории).
  2. «Строй» (плавный переход от ознакомления с изучаемым материалом к практической деятельности по его реализации).
  3. «Рассуждай» (в ходе анализа промежуточных результатов собственной деятельности учащиеся рассматривают сильные, слабые стороны, общие и отличительные особенности).
  4. «Продолжай» (учащиеся самостоятельно выдвигают предложения о своей дальнейшей деятельности).

Аналогично постановке проблемной ситуации (и тем более при совместном использовании) данный инновационный метод позволяет качественно совместить процесс изучения теоретической части занятия с практической деятельностью учащихся, данные виды деятельности «сливаются» в единый творческий процесс, вовлекая учащихся в занимательную, увлекательную работу.

Очень часто учащиеся, вовлеченные в исследовательскую деятельность, воспринимают весь процесс работы над проектом в виде игры, занимательного творчества. Осознание прикосновения к серьезной научной деятельности у юных «инженеров» наступает лишь на этапе рефлексии, обсуждении достигнутых результатов, которое возвращает их к изначально поставленной цели, позволяет посмотреть со стороны на всю проделанную работу в целом.

Третьим инновационным методом, которым я хотел бы поделиться, является форма именно анализа собственных промежуточных результатов деятельности учащихся, называемая «3-2-1».

При обсуждении учащиеся выделяют три положительные и две отрицательные черты, особенности, способности. В качестве подведения итогов в целом выдвигается предположение об одном направлении своей дальнейшей деятельности. Метод отлично работает как для повышения самооценки учащихся, так и для воспитания навыков групповой работы, для умения планировать дальнейшее самообразование.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!