Открытие нового сезона «ИКаР» впервые состоялось в Москве

13.10.2025

Торжественный старт XII конкурсному сезону дали на Всероссийском форуме «Инженерные кадры России», который прошел на площадке Национального центра «Россия» и собрал порядка 150 участников почти из 30 регионов нашей страны.

В их числе были представители Министерства Просвещения, Государственной Думы России, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, руководители и директоры по персоналу промышленных предприятий, ректоры вузов, руководители образовательных учреждений и педагоги-тренеры команд «ИКаР».

С приветственным словом к участникам Форума обратился губернатор Челябинской области Алексей Текслер, подчеркнув, что именно на южноуральской земле зародилось движение «Инженерные кадры России».

«Наша задача — думать о будущем всего нашего региона, Южного Урала. Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы молодые кадры приходили на наши предприятия, реализовывали свои таланты, способности, и поэтому особую роль мы отводим инженерным школам, совершенствованию технического образования, поддержке инициатив школьников. На протяжении 12 лет мы поддерживаем движение «Инженерные кадры России», в котором тесно связана промышленность, наука, образование. Мы видим отдачу, радуемся достижениям проектных команд «ИКаР» на всероссийских и международных технических олимпиадах, включая новаторские идеи детей, подхваченные взрослыми и внедренные на производственных площадках. Мы встречаем выпускников движения «ИКаР» на наших предприятиях, гордимся тем, что проекты из лабораторий кванториумов и IT-кубов продолжают развиваться в инжиниринговых центрах ведущих вузов нашего региона. Мы для ребят совместно с предприятием открываем новые факультеты, создаем молодежные лаборатории, помогая максимально раскрыться их исследовательским и изобретательским талантам. А в мае 2026 года мы уже в третий раз будем принимать в Челябинске финалистов Всероссийского профориентационного технологического конкурса «Инженерные кадры России»!»

Губернатор Алексей Текслер также отметил массовость движения «ИКаР», которое в прошлом, XI сезоне, собрало 1442 команды, а это порядка 6000 детей и подростков из России, а также республик Таджикистан, Казахстан и Кыргызстан.

А после своего выступления глава региона торжественно открыл новый, XII сезон конкурса «Инженерные кадры России».

Темой всероссийского Форума стало формирование эффективной системы практико-ориентированной профориентации в условиях новой индустриализации. Обсуждению вопросов ранней практико-ориентированной профориентации детей, успешных моделей взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями, развитию взаимодействия общественных объединений в рамках реализации корпоративных кадровых стратегий работодателей были посвящены доклады всех участников деловой программы.

Значимость движения «Инженерные кадры России» как методики практико-ориентированной профориентации отмечена и на федеральном уровне. В своем докладе директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации Виктор Неумывакин напомнил, что термин «профориентация» в федеральном законе «Об образовании» появился с 2023 года. Но профориентационная деятельность без проб, без того, чтобы школьник, что называется, потрогал руками, практически невозможна, отметил Виктор Сергеевич.

«Поэтому вот этот практико-ориентированный модуль, как мы его называем в педагогической среде в рамках Единой модели профориентации, он как раз и позволяет учитывать все-все мероприятия, которые есть в системе профориентации. Я благодарю искренне коллег за то, что запускают такие мероприятия», — обратился Виктор Неумывакин к организаторам движения «Инженерные кадры России». — «Понятное дело, что профориентация — это тяжелый вопрос. И тяжесть этого вопроса не должна ложиться на плечи школы. Поэтому, может быть, нам необходимо подумать над механизмами, которые позволят регионам больше включаться в этот вопрос, и выстраивать вот эту эффективную систему профориентации не на уровне школы, а на уровне регионов!».

Особую роль в поддержании и развитии профориентационных инициатив играют общественные некоммерческие организации. Что подчеркнула в своем докладе депутат Государственной Думы России, председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Яна Лантратова.  

«Сегодня я выступаю как депутат от Челябинской области. У нас некоммерческие организации запустили большое количество профориентационных проектов для детей и молодежи. Например, Союз промышленников и предпринимателей «За развитие Миасса» знакомит детей и выпускников с востребованными профессиями и рассказывает, какие возможности город дает молодым специалистам. Челябинская региональная общественная организация «Ресурсный центр «Опора» предоставляет возможность юношам и девушкам попробовать себя в различных родах деятельности: это поисковые экспедиции, разработка научных проектов, участие в форумах и семинарах. АНО «Молодежная школа предпринимательства» при поддержке Управления по молодежи Челябинска реализует проекты для ребят 9-11 классов, где за несколько недель они могут попробовать себя в разных профессиях. Многие НКО начинают и работу с родителями. Рассказывают, как можно помочь и поддержать ребенка в выборе профессии. Таким образом, получается, что за счет усилий некоммерческого сектора складывается система профориентационного сопровождения от раннего выявления интересов до первых шагов в карьере».

А министр образования и науки Челябинской области Виталий Литке представил на Форуме опыт выстраивания системной профориентационной работы на уровне региона. И отметил, что важным звеном этой работы на Южном Урале стал конкурс «Инженерные кадры России»:

«Особенности этого конкурса так же, как и особенности правильной модели профориентации, заключаются в том, что он охватывает разные возраста. Начиная от самых младших — «ИКаРенок», и заканчивая уже серьезным направлением — «ИКаР-ТЕХНО», «ИКаР-БАС». Видите, здесь они все представлены по уровням и с разбивкой как раз по возрасту участников. В зависимости от возраста формируются и сложные задания, и те кейсы, которые они решают вместе со своими индустриальными партнерами. Но в чем ценность и профориентации в целом, и конкретно «Инженерных кадров России» в этом смысле? Первое — это погруженность максимально индустриальных партнеров, индустрии и промышленности, в формирование будущего человечества и капитала. А с другой стороны, это и привлекательность своей малой Родины. Когда мы говорим о том, что «ИКаР» развивается в Челябинской области, это же не значит автоматически, что те участники, которые приезжают к нам из других регионов, так или иначе, рассматривают только Челябинскую область как своего будущего работодателя. Это значит, что вы в своих регионах формируете у себя точно такую же среду, и вы достигаете подобных показателей. 96-98% участников конкурса «ИКаР» продолжают обучение в родном регионе. А почему они это делают? Потому что выстраивается хорошая, эффективная связь, местная связь, между работодателями региона и образовательной организацией, и у них строятся свои карьерные маршруты внутри региона. И даже если случаются сценарии, какие-то стратегии образовательные тоже присутствуют, что выдающиеся выпускники-высокобальники уезжают учиться в столичные регионы, связь сохраняется. И гораздо проще потом продолжить им развивать тот или иной проект на предприятии, в организации родного региона. Поэтому, уважаемые коллеги, я уверен, что новый сезон даст новый импульс развитию, уверен, что у нас получится реализовать потенциалы «ИКаРа» на еще более высоком качественном уровне. Вместе с вами будем формировать то самое технологическое лидерство нашей страны, которое сегодня присутствует во всех национальных целях!»

Движение «Инженерные кадры России», а вместе с ним и уникальная методика ранней практико-ориентированной профориентации детей и молодежи, появились в 2014 году. За прошедшие почти 12 лет удалось накопить внушительный опыт и масштабировать «ИКаР» не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Механизму тиражирования и достигнутым результатам посвятил свое выступление председатель оргкомитета форума «Инженерные кадры России», президент «РАОР», директор ГБУ ДО «Дом юношеского технического творчества Челябинской области» Владислав Халамов. Но сначала поблагодарил участников Форума:

«Я бесконечно признателен всем присутствующим за то, что смогли разделить с нами торжественный момент старта XII-го сезона конкурса «ИКаР». Сегодня в этом зале представители 44 больших и малых городов из 27 регионов нашей страны: от Краснодара и до Хабаровска. И это только начало. В финале, уже традиционно, нас будет втрое больше. Благодаря вашим усилиям, вашим инициативам, оптимизму, преданности детям и нашему общему делу «ИКаР» из маленькой соревновательной категории вырос в масштабное профориентационное движение!»

Владислав Халамов напомнил, что первый, пробный конкурс был организован в Челябинске и собрал 7 команд, 1 завод, один регион и всего 17 детей:

«С первого дня мы свято верили, что движение «ИКаР» сможет стать массовым, захватывающим, опережающим время. И ежегодный прирост команд был естественным процессом, который укреплял нас в этой вере. К первым партнёрам из машиностроительной отрасли вскоре присоединились добывающие производства, РЖД, металлургические заводы, предприятия атомной и химической промышленности, сельского хозяйства, пищевой, креативной индустрий, туризм и другие. Под них создавались новые категории и регламенты. «ИКаР» настолько универсален, что может вмещать в себя все отрасли, где требуется инженерное мышление. А сегодня оно требуется повсеместно!»

За время проведения конкурса «Инженерные кадры России» уже более 970 предприятий стали партнерами команд-участников и поддержали движение «Инженерные кадры России». О важности «ИКаР» для профориентации и решения кадровых проблем предприятий в своем выступлении говорил и Сергей Кашигин, руководитель аппарата Челябинского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России»:

«Конечно, как и в любом промышленном регионе, у нас активно внедряются программы по повышению производительности труда, роботизация, автоматизация. И, тем не менее, понимая, куда мы идем, нам действительно нужно активнее работать с камерами, потому что на тех же роботах их внедрять, ими управлять тоже кто-то должен. И в разрезе этого вопроса конкурс «ИКаР» тоже играет большую роль. Потому что ориентирует детей на те тенденции, которые в будущем будут очень востребованы… И вот коллеги, проводя такие конкурсы, готовят нам те кадры, которые смогут в будущем и внедрять, и обслуживать, и разрабатывать, и производить тех роботов, которые потом будут работать у нас на производстве».

Один из успешных примеров взаимодействия «ИКаР» с промышленным предприятием демонстрирует Челябинский кузнечно-прессовый завод, который в прошлом, XI-м сезоне, организовал новую категорию в рамках конкурса «Инженерные кадры России» — «ИКаР-ПРОМЫШЛЕННАЯ РОБОТОТЕХНИКА». А также выступил партнером сразу для 17 команд.

Директор по персоналу и социальным вопросам ПАО «ЧКПЗ» Наталья Гречищева в своем выступлении «Профориентация школьников как ключевой элемент стратегии предприятия будущего» затронула значимые аспекты подготовки инженерных кадров. Именно ранняя профориентация и преемственность на всех этапах обучения дают возможность детям выбрать и освоить ту специальность, которая позволит им самореализоваться в высокотехнологичных отраслях промышленности, а предприятиям —  получить стабильно растущий стратегический кадровый резерв.

«Глобальные технологические изменения трансформируют производство и обуславливают появление новых инженерных специальностей. Мы рассматриваем подготовку кадров как стратегическую инвестицию в будущее предприятия и региона в целом. Для этого в Челябинской области нами создана уникальная сквозная образовательная экосистема: 58 инженерных классов, в которых уже обучается более 1500 школьников, центры дополнительного образования, программы с учреждениями среднего профессионального образования, научно-исследовательское сотрудничество с вузами, в том числе с ЮУрГУ. Особенностью данной работы является последовательная интеграция и преемственность всех этапов обучения. Благодаря этому мы получаем высококвалифицированных, увлечённых и мотивированных специалистов, которые видят свое будущее в высокотехнологичной промышленности. Именно такой комплексный подход позволяет не только преодолеть кадровые сложности, но и сформировать базовые условия для технологического прорыва нашей страны в условиях новой индустриализации», – отметила Наталья Гречищева.

Большая часть участников Всероссийского форума «Инженерные кадры России» представляли ресурсные центры, которые являются опорными площадками для развития и продвижения конкурса «Инженерные кадры России» на территории конкретных субъектов. Сегодня 79 ресурсных центров «ИКаР» открыты в 53 регионах нашей страны, а также в республике Таджикистан. В числе «старожилов», уже 10 лет участвующих в конкурсе «Инженерные кадры России», — Пермский край.

С 2017 года там создан Краевой ресурсный центр поддержки детского конструирования, об опыте которого рассказала его руководитель, заведующая МАДОУ «Детский сад «ЛЕГОПОЛИС» г. Перми Татьяна Дубоенко. Также в Пермском крае 8 межмуниципальных ресурсных центров. А в конкурсе «ИКаР» активно участвуют более 660 детских садов:

«Началось это все-таки с «ИКаР». Было подписано соглашение между Министерством образования, Департаментом образования и этими всеми ресурсными центрами. Три года нас финансировали, нам покупали те наборы, которые были именно нам нужны. Календарь мероприятий детского и технического творчества Пермского края вы можете посмотреть на сайте Министерства образования. Это мощная поддержка, которая оказывается нам: информационная, финансовая и так далее. Каждый год публикуется этот календарь, и в этом календаре красной линией проходит «ИКаРенок». То есть обозначены даты, отмечены учреждения и задан вектор направления движения по данному конкурсу. И наши достижения в «ИКаР» — не столько наши победы, сколько охват участников. Представьте себе, сегодня более 200 команд, а это более 500 воспитанников детских садов! И мы прирастаем!..»

А в Самарской области идеи «ИКаР» активно продвигает Сергей Николаенко, руководитель проекта «Инженерное образование», член учебно-методического объединения учителей технологии города Тольятти:

«Система, которую формирует «ИКаР», она очень благодатна. Отсюда можно взять и тему для урочного планирования, и тему для работы, и тему, каким образом задействовать то оборудование, которое вы требовали. По поводу работы с предприятиями, ну, естественно, там у нас существуют какие-то бюрократические сложности, которые вначале каким-то образом тормозят процесс входа, там экскурсии с детьми, еще что-то. Но когда процесс запускается, дети приходят и подключаются работники предприятия, выстраивается взаимодействие, которое интересно не только детям, но и самим работникам. То есть они становятся частью команды, которая поддерживает, помогает вопросы решать, и в том числе помогает решать вопросы с поездкой, участием в соревнованиях, в том числе и в финальном этапе, который проходит в Челябинске… Отдельно хотелось бы отметить интуитивность или дружелюбность интерфейса «ИКаР». Это то, насколько удобно входить в новое соревновательное пространство или в новую проектную деятельность. Тот шаблон паспорта, который разработан, позволяет сделать паспорт высокого уровня. И проекты с этим паспортом, с этим документационным сопровождением очень легко побеждает другие конкурсы, что мы сами доказали».

В завершении своего выступления Сергей Николаенко озвучил интересную инициативу в адрес федеральных чиновников. Он предложил победителям проектных конкурсов, таких, как «ИКаР», давать более высокие дополнительные баллы при поступлении в вузы, чем, например, победителям олимпиад. Ведь затраты на создание проекта, по его словам, гораздо более серьезные, чем на решение олимпиадных заданий.

Напомним, что с 2019 года «ИКаР» включен в федеральный перечень интеллектуальных и творческих конкурсов Минпросвещения РФ, что дает абитуриентам возможность получать дополнительные баллы к ЕГЭ в ряде вузов России.

Логичным завершением всероссийского форума «Инженерные кадры России» стала церемония награждения многолетних партнеров и единомышленников движения. Благодарственные письма Ассоциации работников организаций, использующих конструкторы образовательной робототехники в учебно-воспитательном процессе (РАОР) получили представители ресурсных центров «ИКаР», руководители вузов и предприятий-партнеров, главные судьи конкурсных категорий.

Впереди — работа над новыми проектами, конкурсные испытания, отборочные этапы и встреча на всероссийском финале XII конкурсного сезона «ИКаР» в Челябинске в мае 2026 года!

Фотографии предоставлены Иваном Кобяковым и Дирекцией Национального центра «Россия».

Все фотогрфии можно посмотреть по ссылке.


Справка

Организаторы: Ассоциация работников и организаций, использующих конструкторы образовательной робототехники в учебно-воспитательном процессе (РАОР), Министерство образования и науки Челябинской области и Дом юношеского технического творчества Челябинской области при поддержке Губернатора Челябинской области.

Технологический профориентационный конкурс «ИКаР» входит в федеральный рекомендательный перечень олимпиад и конкурсов Министерства просвещения Российской Федерации, давая абитуриентам возможность получать дополнительные баллы к ЕГЭ в ряде вузов России.

 

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!

Наш сайт использует сервис "Яндекс.Метрика" и файлы cookies на вашем устройстве в соответствии с политикой обработки персональных данных и условиями использования сервиса "Яндекс.Метрика"

* Для запрета сбора данных вы можете использовать расширение для броузера "Блокировщик яндекс метрики"