Почему я выбираю «ИКаР»: мнение участника

29.01.2025

Почему я выбираю «ИКаР»: мнение участника

Большинство педагогов выбирают «Инженерные кадры России», в первую очередь, за то, что это профориентационный конкурс. Участие в нем помогает школьникам сделать осознанный выбор профессии. Однако, это только верхушка айсберга. Что скрывается за аббревиатурой «ИКаР», почему участники возвращаются на соревновательную площадку снова и снова и какие возможности конкурс открывает перед ребятами? На эти и другие вопросы мы попросили ответить Анну Владимировну Селиванову, руководителя клуба инженерного творчества «Кубики» г. Каменск-Уральский Свердловской области.

Выбрать будущую профессию

К сожалению, знания современных детей о профессиях ограничивается, как правило, самыми распространенными — учитель, дворник, врач. Не каждый ребенок средней школы может в деталях рассказать о профессиях родителей, бабушек и дедушек. Как правило, знания эти поверхностные и неточные.  

Конкурс «ИКаР» знакомит ребят с миром профессий. Дети посещают реальное производство, видят изнутри рабочие места, людей, условия работы, оборудование. Смотрят, какие требуются знания, навыки, умения, насколько образованы специалисты. Ведь одно дело говорить, совсем другое — видеть.

Конечно, о работе компании можно многое узнать, посмотрев видеоролики в интернете. Но оценить ее размеры и масштаб нет. Только вживую побывав на предприятии, можно почувствовать повышенный шум в помещении, пыль, высокую влажность и температуру. Увидеть, что одни сотрудники проводят много времени на ногах, а другие, наоборот, целый день находятся в замкнутом пространстве и даже обедают, не покидая рабочее место. А еще можно столкнуться с многотонной цистерной сахарного сиропа, которую надо как-то поднять, переместить, да еще и вымыть изнутри…

Эмоциональный аспект

По своей природе дети невероятно восприимчивы. Им все интересно, а в рамках создания инженерного проекта это качество обретает особый смысл. Посещение предприятия дает ребятам яркий эмоциональный опыт, новые образы и вдохновение. Мы же, в свою очередь, стараемся каждый раз знакомить их с новой областью, чтобы они могли изучить тему глубже.

Например, в прошлом году мы исследовали тему питьевой воды, знакомились с ее химическим составом, проводили опыты. Дети все делали самостоятельно. Собирали образцы воды из дома, луж, бочек, колодцев, определяли ее качество и давали оценку пригодности для различных нужд. И надо было видеть их восторг, когда в лаборатории предприятия «Ниагара», куда мы приехали на экскурсию, они наблюдали за тем, как сотрудники выполняли точно такие же капельные тесты.

В этом году мы с ребятами погрузились в мир атомной энергетики. Первоклассники изучали строение атомов, ядерный синтез и распад, устройство реактора, состав ядерного топлива. И если до посещения Белоярской атомной станции знакомство с атомной энергетикой у ребят ограничивались только Чернобылем и Фокусимой, то после экскурсии они остались под большим впечатлением от того, сколько в нее вложено знаний и технологий. Они воочию увидели, что это не какое-то наследие прошлого, это будущее, которое наступает здесь и сейчас. И я уверена, что эти дети никогда уже не скажут, что физика им не интересна. Многие ребята уже сейчас хотят работать ядерщиками..

Почувствовать свою значимость

Чтобы все понять и оказаться на высоте, детям приходится много работать: разбираться в теме, смотреть ролики и репортажи, читать научные публикации. Даже на предприятии они не просто разглядывают станки и механизмы, а целенаправленно смотрят за процессами производства. Ведь потом им придется их рисовать. На листе бумаги ребята воссоздают автоматизированные линии в виде подробных схем, смотрят, что у каждого получилось. Затем по крупицам воссоздают общую картину.

И это замечательно. Они не пассивно ходят за сотрудниками, а активно думают, размышляют, пытаются ответить на вопросы, как это работает и что можно сделать, чтобы это улучшить. А еще они очень радуются своим открытиям и хотят рассказать о них в своих проектах, поделиться результатами интеллектуального труда.

Так, в этом году ребятам удалось побывать на семинаре, где они выступали перед сотрудниками предприятия и рассказывали о замкнутом ядерном цикле. Причем специалисты их не просто слушали, они задавали вопросы и консультировали. Когда же репортаж об этой встрече вышел в местной газете, гордости детей не было предела. Для них это настоящее признание.

Получить новые навыки

Система оценки конкурса мотивирует ребят развиваться и самосовершенствоваться. В процессе подготовки проекта участники не просто знакомятся с производством — они изучают новые инструменты работы. Так, мы освоили с детьми 3D анимацию, изучили возможности распознавания голоса и куаркодов, познакомились с новыми интерфейсами, научились использовать текстовые языки.

Конкурс научил наших воспитанников паять, сверлить, пилить, выжигать. Их идеи давно вышли за пределы стандартных конструкторов. Подготовка проекта — это всегда такой бушующий креатив. Решили сделать весы — пришлось разбираться, как их затачивать, задумали сконструировать шнеки — сели изучать Blender, рисовать шнеки и печатать их на принтере. А все потому, что за креатив дается больше баллов.

И это самое важное в конкурсе: чтобы ребята не выдумали, это обязательно находит отражение в виде оценки в протоколах конкурса. Каждый год система баллов корректируется, чтобы мотивировать участников создавать более качественные и осознанные проекты, вкладываться в изучение новых инструментов.

Более того, «ИКаР» сам адаптируется под решения, которые предлагают ребята. В прошлом году мы столкнулись с ситуаций, когда прекрасный программный код не мог конкурировать с механической конструкцией, потому что не оценивался. В этом году организаторы предоставили возможность получать баллы за программный код наравне техническими конструкциями и механизмами.

Атмосфера конкурса

Она мотивирует и вдохновляет. Чувствуется большая разница между спортивной робототехникой и «ИКаР». Здесь практически нет штрафов, а есть огромное желание судей найти возможность оценить усилия участников и поставить балл буквально за все, что сделали дети.

При этом выступления команд, качество и уровень работ на конкурсе определяется строгими критериями и четкой системой оценок. Победитель должен стать лауреатом во всех номинациях, а не только в одной. И главное: в погоне за сложностью проекта не потерять его надежность и работоспособность.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!