Самое ожидаемое событие 2018 года

05.03.2018

Владислав Николаевич Халамов, директор Всероссийского учебно-методического центра образовательной робототехники РАОР рассказал о том, каким должно быть современное дополнительное техническое образование и что главное в таких соревнованиях, как "РобоФест" 

В статье Робототехнические соревнования «Без прикрас»была поставлена проблема: зачем нужны существующие робототехнические соревнования? И какими они должны быть?

Во второй статье я показал, как решает эту проблему фестиваль «РобоФест» и его организаторы.

А сейчас, опираясь на предыдущие статьи и отзывы на них, я хочу открыть рубрику: «Каким должно быть современное дополнительное техническое образование и как должны выглядеть его итоговые мероприятия – соревнования».

Я понимаю, что могу вызвать на себя вал критики типа – выскочка, никто не знает, а он знает. Но я этого не боюсь, потому что не просто теоретизирую, а готов предложить вполне конкретную систему.

Систему, которую можно применять на практике от руководителя региональной системы образования до педагога отдельного кружка, которая позволит выполнить задачу 25% охвата детей техническим творчеством и одновременно покажет, как выращивать из одаренных детей техническую элиту, которая позволит понять друг друга заказчику (реальное производство) и исполнителю (система образования).

Я не боюсь критики, потому что, в данном случае, она будет помогать оттачивать существующую систему. Я, с удовольствием, буду делиться и помогать внедрять систему на местах, потому что практика – лучший оценщик. 

Данная статья будет первой в этой рубрике и будет посвящена соревнованиям ИКаР (Инженерные Кадры России), которые можно увидеть 7-9 марта в 75 павильоне ВДНХ на площадке РобоФест. Данные соревнования задают новый формат соревнований по техническому творчеству.

Поняв суть соревнований ИКаР, вы сможете перестроить соревнования по другим видам технического творчества. Поняв суть кружка ИКаР, вы сможете сделать свои кружки практико-ориентированными, сделать их более результативными для ребенка.

Перед тем как рассказать об ИКаР, я бы хотел обозначить еще одну проблему, которую имел в виду, но не обозначил в первых статьях:

Вот отзанимались мы с ребенком робототехникой, с более чем 80% вероятности этот ребенок посвятил себя профессии технической направленности – поступил в колледж или университет, получил специальность, пришел на свой завод и …

… а дальше началась «жестокая» (в понимании ребенка) действительность: его, с его точки зрения, суперпрофессионала начали заставлять работать совсем не обязательно, даже, скорее, точно, на низкоквалифицированной работе, он попал в рабочий коллектив, где совсем необязательно, даже, скорее, точно, не говорят стихами и со вставками «извините».

Молодой человек попадает в рабочий коллектив, с жесткими требованиями, дисциплиной, ответственностью. И никаких поблажек и учета его мировых достижений. И вот тут большая вероятность, что этот реальный и перспективный профессионал может «сломаться».

Но мы-то понимаем, что для предприятия наши робототехники самые перспективные кадры. Это люди профессионалы, которые умеют думать на техническом языке, это специалисты с большим опытом коммуникации, это прекрасные организаторы. И вот из-за невозможности адаптироваться этот специалист может быть потерян.

Но тут Вы можете мне возразить: «От нас ничего не зависит, мы люди маленькие, мы не можем ничего сделать, чтобы наш воспитанник мог гарантированно устроиться в жизни».

А я Вам отвечу, что Вы ошибаетесь – есть методики, используя которые, каждому из нас, на том месте, где он живет и работает, можно решать эту серьезную общегосударственную проблему – профориентации, выбора жизненного технического пути и гарантированного профессионального роста нашего воспитанника.

В рамках одной статьи я не смогу подробно раскрыть все механизмы, для этого приходите, приезжайте, пишите нам, и мы поделимся с вами, но об основных подходах я расскажу:

Начну с проблемы – адаптация.

Четвертый год мы проводим соревнования ИКаР (Инженерные Кадры России), основной целью которых является связь с производством. Во время подготовки к соревнованиям дети со своим преподавателем выходят на предприятие, и во время знакомства с производственным процессом они неминуемо знакомятся со специалистами данного предприятия.

Решая совместно вопросы предприятия и соревновательной команды, неминуемо устанавливаются связи, часто дружеские. И сегодняшний ребенок, придя завтра на данное предприятие в качестве молодого специалиста, уже попадает не в незнакомую среду, а туда, где он несколько лет назад решал свои «детские» задачи. Вполне вероятно, что он встретит своих наставников, знакомых, которые, с большой вероятностью, вспомнят его. И получив «несправедливые», с его точки зрения, задания, вчерашний ребенок, а сегодня молодой специалист, не будет себя чувствовать одиноким, потому что у него будет возможность с кем-то посоветоваться и к кому-то обратиться, с большой долей вероятности, его «давние знакомые» его не оставят.

Таким образом, решается задача, которую изначально никто и не ставил – производство становится для молодого специалиста предприятием «с человечески лицом».

И это только психологический фактор соревнований ИКаР.

Во время подготовки и самих соревнований ребенок подробно знакомится с производственным процессом, выдвигает свои предложения, пусть на детском уровне, по модернизации производства, по улучшению условий труда и повышению производительности. Ребенок понимает, что созданный им механизм не просто игрушка, а часть реального производства.

Но и это не все. Процесс написания инженерной книги – это также ключевой момент соревнований.

Ребенок, умеющий писать инженерную книгу, не просто понимает, как писать реферат, научную работу, но может и понимает, как описатьпроизводственный процесс, какие параметры необходимо раскрыть поставщикам и заказчикам. Специалист, который умеет не только сделать механизм, но и его описать, становится бесценным кадром для производства. Инженерная книга и модель реального производства переводят соревнования из разряда игровых в разряд профориентационных.

И вот тут мы отвечаем на вопрос первой статьи:

«Зачем нужны существующие робототехнические соревнования? И какими они должны быть?». Наши соревнования, в отличие от подавляющего количества технических кружков и соревнований, направлены на конечный результат как в плане подготовки специалиста, так и в плане выполнения запроса реального производства. 

Пожалуй, ИКаР на сегодня наиболее близко подошел к тому востребованному современному формату кружка и соревнований. Я призывааю, давайте не просто летать, плавать, и ездить, а вести учебный процесс или хотя бы организовывать соревнования с четкой направленность на нужды основного нашего заказчика – производство. И пример таких соревнований Вы можете увидеть 7-9 марта в 75 павильоне ВДНХ в целом и на площадке ИКаР в частности, где сойдутся в поединке дети, которые представят свои предприятия реального производства. Те регионы или крупные промпредприятия, которые не смогут посетить это мероприятие, обращайтесь к нам для подготовки к следующему сезону.

И в конце, еще раз, хотелось бы обратиться к читателям этой статьи – друзья, мы нашли формат связи промышленного производства и образования, но мы с радостью выслушаем преподавателей, руководителей системы образования, промышленных предприятий, нам интересно ваше мнение об ИКаР и Икарёнке.. А тем, кто заинтересован нас поддержать на деле, мы, как создатели, готовы помочь Вам это сделать.

По всем интересующим вас вопросам заходите на наш сайт ФГОС- ИГРА.РФ или пишите на почтуraormail@gmail.com, и мы обязательно свяжемся с Вами, ответим на интересующие вас вопросы и поможем, как в организации кружков, так и в подготовке и проведении соревнований ИКаР для школьников и Икарёнок для дошколят.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!