Сергей Никулин: «В техническом творчестве самый высокий потенциал программно-методического обеспечения»

10.10.2015

Сергей Никулин: «В техническом творчестве самый высокий потенциал программно-методического обеспечения»

Правительством России поставлена задача увеличить охват детей, занимающихся техническим творчеством, до 20%. О том, какие меры предпринимаются для этого, что привлекает современных школьников, мы поговорили на II Всероссийском техническом форуме с проректором-директором Федерального центра технического творчества учащихся МГТУ «СТАНКИН» (Центр) Сергеем Никулиным.

– Сергей Кириллович, сколько детей сегодня занимаются техническим творчеством?

– По нашим данным, это меньше миллиона детей на всю Россию, то есть порядка 5%. Как понять — много это или мало? Конечно же, мы считаем, что это мало, ибо десятилетия назад цифры были другими. Вот характерный пример - в Свердловской области в начале 90-х годов занимались техническим творчеством в 102 внешкольных учреждениях. К 2005 году таких учреждений оставалось всего шесть. К сожалению, это не единичный пример.

Сегодня Минобрнауки ставит задачу к 2020 году обеспечить 15%-ый и даже 20%-ый охват техническим творчеством. Это довольно сложная задача. Но наш Центр обладает определенными инструментами для достижения поставленной цели.

– В чем выражается поддержка Федерального центра технического творчества?

– Это организация и проведение общественно-значимых всероссийских массовых мероприятий с детьми. Их победителям присуждаются премия Президента РФ. Ежегодно Центр проводит более 20 финалов по различным направлениям технических видов спорта — авиа-судо-ракетомоделированию, автоспорту, радиоспорту, робототехнике и так далее. На всех подготовительных этапах задействовано более 600 тысяч обучающихся. В финал выходят самые сильные — порядка 5 тысяч. В этом году, впервые за несколько лет, в наших мероприятиях приняли участие обучающихся Камчатского края, Иркутской и Амурской областей, Крыма, Севастополя. Традиционно в них так же принимают участие команды из Казахстана и Белоруссии.

В июле на базе МГТУ «СТАНКИН» был проведен всероссийский фестиваль научно-технического творчества «Технопарк юных». В отборочных этапах приняли участие более 10 тысяч детей из 78 субъектов России. По итогам фестиваля 12 победителей были номинированы на премию Президента РФ. Совместно с Центром подготовки космонавтов мы ежегодно проводим Всероссийскую олимпиаду «Созвездие» на лучшие исследовательские работы. В этом году в ней приняли участие 270 финалистов. 14 победителей и призеров были номинированы на премию Президента РФ.

– Какие виды технического творчества привлекают школьников?

– Конечно, в первую очередь, это современные виды творчества — робототехника, 3D-моделирование. Но соревнования по авиа-ракето-судомоделированию так же вызывают большой интерес у детей. Популярен автоспорт. Радует интерес к изобретательству.

    На выставку научно-технического творчества молодежи «НТТМ-2015», проходившей в рамках Московского международного салона образования, наш Центр отобрал 70 проектов из 30 субъектов страны. Победителями стали воспитанники Ростовского областного центра технического творчества Влад Кожухов и образовательного учреждения «Воробьевы горы» Никита Смирнов. Они составили большую конкуренцию студентам, потому что представили интересные разработки. Один сконструировал летательный аппарат с возобновляемым источником энергии, которым заинтересовались военные. Другой изготовил прибор, который контролирует работу лазера.

– В каких регионах Центр организует проведение соревнований по техническим видам спорта?

– География всероссийских соревнований обширна. Например, соревнования по авиамодельному спорту мы проводим на базе учреждений республик Татарстан, Кабардино-Балкария, Пермского края, Новосибирской, Пензенской областей. Многолетняя практика проведения финалов всероссийских соревнований по радиоспорту в Пензе позволила сохранить это направление в системе допобразования региона. Соревнования по судомоделированию проходят на базе Архангельской, Брянской, Рязанской, Новосибирской областей; по ракетомоделированию - в Липецкой области, по картингу - в Курске; по автомоделированию - в Удмуртии, Санкт-Петербурге, Пензенской, Ростовской, Кемеровской областях. Эти соревнования способствуют развитию инфраструктуры, обновлению оборудования в учреждениях допобразования, повышению интереса у детей к техническим видам спорта.

– Насколько занятия техническим творчеством способствуют профориентации?

– По итогам проведенных всероссийских мероприятий, с 2006 года, наш Центр номинировал на получение премии Президента РФ уже 2340 человек. Это наиболее подготовленные теоретически и практически юные техники, которые являются самыми мотивированными будущими абитуриентами для профильных вузов. Они владеют технологией создания моделей, умеют разрабатывать идеи, обладают навыками подготовки чертежей и изготовления образца. Понятно, что большинство ребят пошли или пойдут в профильные технические вузы. При этом те, кто поступил в этом году, в рамках президентской программы поддержки талантливой молодежи, могут претендовать на грант в размере 20 тысяч рублей ежемесячно на весь период обучения.

– Как обеспечены региональные Центры технического творчества программами по направлениям деятельности?

– В рамках прошедшего в прошлом году Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ Центр провел экспертизу 582 авторских программ. Эта цифра в три раза больше, чем количество программ, присланных на конкурс юными туристами, экологами, спортсменами вместе взятыми. Это говорит о том, что в техническом творчестве самый высокий потенциал программно-методического обеспечения.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!