В помощь педагогу-автомоделисту!

30.05.2025

В помощь педагогу-автомоделисту!

Представляем вашему вниманию конспект практической работы, которую можно использовать при проведении занятий в объединении «Автотрассовое моделирование» при изучении темы «Изготовление кузова трассовой автомодели методом вакуумной формовки». Методический материал разработал и прислал Олег Алексеевич Обухов, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного образования «Центр технического творчества», г. Киров.

Аннотация: в статье представлена разработка практической работы, которую можно использовать при проведении занятий в объединении «Автотрассовое моделирование» при изучении темы «Изготовление кузова трассовой автомодели методом вакуумной формовки».

Ключевые слова: атмосферное давление, матрица, компрессор, вакуум.

Разработка занятия

Тема занятия: «Изготовление кузова трассовой автомодели методом вакуумной формовки»

Цель занятия: Освоение технологии изготовления кузовов трассовых автомоделей методом вакуумной формовки.

Задачи занятия

Образовательные:

  • Изучить понятия: атмосфера, давление, атмосферное давление, вакуум.
  • Изучить технологию производства пластиковых деталей путём вакуумной формовки.
  • Научиться изготавливать высококачественный пластиковый кузов трассовой модели.

Воспитательные:

  • Формирование эстетического вкуса и интереса к инженерному творчеству.
  • Развитие ответственности и внимательности при работе с материалами и оборудованием.

Практические:

  • Овладеть практическими навыками обработки пластика и создание прототипов методом формования.
  • Обеспечить возможность самостоятельного проектирования моделей авто с применением современных технологий.

Тип занятия: Практическое занятие

Методы обучения:

  • Демонстрационный метод (просмотр готовых образцов).
  • Словесный метод (объяснения преподавателя).
  • Практический метод (выполнение заданий учениками).

Материально-техническое оснащение:

  • Формы для вакуумной формовки (матрицы)
  • Термоформовочный станок
  • Листы пентапринта толщиной 0,15 мм
  • Средства индивидуальной защиты (очки, перчатки)

Структура занятия

  • I этап — Организационная часть. Цель этапа: подготовка учащихся к занятию, ознакомление с темой урока и инструктаж по технике безопасности. Длительность: 10 минут
  • II этап — Теоретическая подготовка. Цель этапа: изучение теоретической части процесса вакуумной формовки. Длительность: 15–20 минут
  • III этап — Выполнение практической работы. Цель этапа: совместная работа ученика и педагога над изготовлением корпуса трассовой автомодели. Длительность: 20–30 минут
  • IV этап — Заключительная часть. Цель этапа: оценивание результатов, обсуждение качества выполненной работы, уборка рабочего места. Длительность: 20 минут

Ход занятия

Организационная часть. Преподаватель приветствует ребят, объявляет тему занятия, напоминает правила техники безопасности при работе с термопластиками и горячим инструментом.

Теоретическая подготовка. Рассказывается технология вакуумной формовки: особенности материалов, устройство станков, этапы процесса (нагрев материала, закрепление формы, создание вакуума). Приводятся практические советы по изготовлению качественных изделий.

Выполнение практической работы: ученик и педагог совместно проводят следующие шаги:

  • Подбор подходящей матрицы для будущего кузова.
  • Установка листа пентапринта в ванну.
  • Нагрев материала кипятком.
  • Изготовление купола нагнетанием воздуха.
  • Помещение матрицы под купол.
  • Создание вакуума.
  • Нагрев материала кипятком и формирование изделия.
  • Охлаждение готового продукта.

Заключительная часть. Оценивают качество полученного кузова. Затем проводится совместный разбор ошибок и способов улучшения будущих проектов. Ученик приводит рабочее пространство в порядок.

Критерии оценки работы

  • Качество исполнения: отсутствие дефектов поверхности.
  • Соблюдение этапов технологического процесса.
  • Аккуратность и соблюдение мер безопасности при выполнении задания.

Итоги занятия

По завершении занятия учащийся получает готовый корпус трассовой автомодели, освоив новый технологический процесс. Преподаватель подводит итоги, оценивает работу ученика и даёт рекомендации для дальнейшего совершенствования навыков.

Термоформовочный станок состоит из:

  • Ванна (дно и рамка, к которым приклеена уплотнительная резина, дно имеет выходной штуцер).
  • Компрессор от холодильника, у которого есть штуцеры нагнетания и разряжения.
  • Ресивер (использованный огнетушитель), имеющий манометр, шкала которого проградуирована как в «+», так и в «-».
  • Электрический чайник.
  • Соединительные трубки.

Рис. 1. Термоформовочный станок

Рис. 2. Ресивер с манометром.

Рис. 3. Матрица, обтянутая плёнкой.

Рис. 4 Матрица и кузов

Рис. 5 Готовый кузов

Рис. 6 Компрессор

Инструкция для учащихся

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Изготовление кузова трассовой автомодели методом вакуумной формовки»

Цель:

  • Изучить понятия: атмосфера, давление, атмосферное давление, вакуум, матрица.
  • Изучить правила по ТБ при изготовлении кузова.
  • Понять суть метода вакуумной формовки.
  • Изготовить кузов.
  • Оценить результат.

Оборудование: термоформовочная ванна, состоящая из двух частей: дно и рамка, пленка ПВХ «пентапринт», компрессор, ресивер, матрица, чайник с горячей водой.

Ход работы

1. Теория

Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют атмосферой.

Земная поверхность и тела, на ней находящиеся, испытывают атмосферное давление.

Вакуум — разряженное пространство, в котором молекулы не соударяются друг с другом.

Матрица — форма, которую приобретает пленка при формовании.

2. Правила ТБ

  • Внимательно изучить инструкцию по изготовлению кузова.
  • Ванна должна быть герметично собрана.
  • Чайник включать в сеть, убедившись в наличии в нем воды.
  • Осторожно обращаться с горячей водой, температура которой 100 градусов.

3. Суть метода вакуумной термоформовки в следующем. При откачивании воздуха из-под пленки возникает разница давлений внутри и снаружи. Разогретая кипятком пленка под действием атмосферного давления формуется по матрице.

4. Изготовление кузова

  • Соберите приспособление для изготовления кузова: поместите пленку между дном и рамкой и стяните их, закрутив барашковые гайки. Соединение дно-резина, резина-пленка, резина-рамка должны быть герметичными.
  • Соедините с помощью трубки штуцер дна ванны с нагнетательным штуцером компрессора.
  • Вскипятите воду.
  • Налейте в ванну кипяток и ненадолго включите компрессор (до раздувания из пленки пузыря, внутрь которого должна поместиться матрица кузова).
  • Выключите компрессор, слейте горячую воду в чайник.
  • После остывания пленки разберите приспособление. 
  • Поместив под пленку матрицу, вновь соберите приспособление, помня о герметичности.
  • Соедините штуцер приспособления со штуцером ресивера.
  • Включите компрессор, создав разряжение в ресивере до -0,8 кг/см2.
  • Вскипятите воду.
  • Налейте в ванну кипяток, откройте кран ресивера. За счет атмосферного давления пленка примет форму матрицы.
  • Слейте горячую воду из ванны в чайник. После остывания пленки закройте кран ресивера и выключите компрессор.
  • Разберите приспособление. Отделите пленку от матрицы.

5. Оценка результата

  • Оцените качество выполненной работы.
  • Если есть ошибки, каковы их причины?

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!

Наш сайт использует сервис "Яндекс.Метрика" и файлы cookies на вашем устройстве в соответствии с политикой обработки персональных данных и условиями использования сервиса "Яндекс.Метрика"

* Для запрета сбора данных вы можете использовать расширение для броузера "Блокировщик яндекс метрики"