Виктор Пронькин: «Профессии невозможно изучить по картинкам»

27.05.2016

Виктор Пронькин: «Профессии невозможно изучить по картинкам»

В Московской области, в рамках финала национального чемпионата WorldSkills «Молодые профессионалы», состоялись соревнования для школьников JuniorSkills. Чем они отличаются от взрослых состязаний, какие умения и навыки необходимы современным детям — об этом портал ФГОС-ИГРА.РФ узнал у руководителя программы «JuniorSkills», заместителя генерального директора Фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело» Виктора Пронькина.

- WorldSkills – это соревнования для студентов и начинающих специалистов. Зачем понадобились соревнования для школьников?

- JuniorSkills — это фактически тот же WorldSkills только для детей. Основная задача — дать возможность каждому школьнику получиться, освоить реальные профессии, обучаясь у профессионалов. При чем это не только современные профессии, которые есть здесь и сейчас, но и профессии будущего. Мы должны понимать, что через 10-15 лет, когда дети выйдут из стен учебных заведений, в мире будут существовать совершенно новые технологии.

WorldSkills — это не только проверка знаний, умений, навыков, это еще и хороший инструмент для модернизации среднего профессионального или высшего образования. В этом смысле JuniorSkills открывает совершенно новую область содержания для образования школьников, поскольку сейчас практически нигде нет обучения профессиям. Это некая запретная зона в школах. Пока вся профориентация сводится к обычным лекциям, после которых сложно получить полное представление о той или иной деятельности. JuniorSkills дает возможность почувствовать профессию руками.

Мы надеемся, что у JuniorSkills будет международное продолжение. Пока это российская инициатива, разработанная фондом Олега Дереписка «Вольное дело» и Союзом WorldSkills - Россия.

- Из чего складывается программа Junior Skills?

- Со стороны JuniorSkills выглядит как обычные соревнование, потому что это двигатель интереса детей, им важно увидеть себя в сравнении с другими. Но если копнуть глубже, то можно увидеть, что программа состоит из пяти частей.

Первое - это стандарты JuniorSkills. Мы описываем профессии и компетенции так, чтобы они были понятны ребенку и их можно было освоить. Для проверки освоения компетенций используется методика WorldSkills. У нас есть линейка измерений, которая позволяет объективно проверить уровень достижимости тех или иных навыков, независимо от того, где проходят соревнования в Якутии, Краснодаре или Калининграде. В этой линейке может быть до 250 аспектов, каждый из которых оценивается по по принципу «да-нет». Все это позволяет избежать субъективности. Важно отметить, что проверяется не знание как таковое, а именно умение. Школьник может знать или не знать формулу, главное то, что он воплотил в конкретной модели или проекте.

Вторая часть — непосредственно чемпионаты. Это публичная презентация своего уровня.

Третью составляющую мы назвали Академия JuniorSkills. Она включает в себя непосредственно программы обучения школьников профессиям. Есть Академия JuniorSkills и для наставников, поскольку их тоже нужно учить стандартам, самой компетенции.

Четвертый элемент - региональная инфраструктура. Для того, чтобы JuniorSkills имел возможность жить в регионе, там необходимо создать региональный координационный центр. Предполагается, что будут созданы специализированные центры компетенций, где будет проходить обучение. Такие центры могут быть появиться в школах, центрах творчества юных, частных центрах допобразования, технопарках, лабораториях вузов и колледжей, учебных центрах предприятий.

Пятая составляющая — экспертное сообщество, потому JuniorSkills объединяет специалистов из реального сектора экономики и педагогов. Вместе они составляют техническое описание компетенций, придумывают задания, критерии оценивания.

- Насколько современным детям интересны рабочие профессии?

- А вы их спросите. Конечно, хотят. Они занимаются с горящими глазами, от станков не оттащишь. Все дело в том, что они получают то, чего не дает система образования. Школы создали для детей некую искусственную среду, чтобы ребенок ничего не касался из реальной жизни, потому что это опасно, сложно и так далее. Многие профессии изучаются по картинкам, и совершенно непонятны детям, потому что требуют работы на оборудовании, которое они в глаза не видели. Программа JuniorSkills нацелена на то, чтобы дать возможность ребенку познакомиться с профессиями.

Следующий шаг — это реальные проекты. Мы думаем, что центры компетенций, которые будут создаваться в регионах, станут и центрами реальных дел по типу бизнес-центров, социальных проектов. Дети должны быть включены в реальные жизненные процессы, уметь менять жизнь за окном, а не сидеть в школах, изучая только некие академические дисциплины. Ведь школа создавалась по примеру и по требованиям университетских профессоров, предполагая, что все должны быть учеными, поступить в университеты и так далее. Сейчас этот постулат под большим сомнением.

- Сколько профессий предлагает освоить школьникам JuniorSkills? Как они выбирались?

- Официально описаны стандарты по 17 компетенциям. Мы выбрали в основном Hi-Tech, потому что понимаем, что сейчас локомотивом экономики и изменения жизни являются технологии. Но инженеров, технологов не может много, иначе они не будут востребованы. При этом любой человек должен быть технически грамотен, должен понимать, как пользоваться различными устройствами, соединять их между собой. Таким образом, решается две задачи — повышение технической грамотности и профориентация. Если ребенок чувствует к чему-то интерес, его ничего не остановит. Важно, чтобы это понимание пришло во время.

Соревнования JuniorSkills мотивируют к осознанному выбору своей профессии. Даже если ребенок, выберет другой путь, полученные навыки и умения останутся с ними на всю жизнь.

- В профессиях будущего есть нейропилотирование — насколько это перспективное направление?

- Сейчас активно проводятся нейроисследования, изучающие, как связать импульсы от мозга человека с реальным миром. В этой компетенции мы показываем, как непосредственно нейроимпульсы позволяют управлять объектами материального мира — роботом, какой-то конструкцией. Дети пробуют приводить в движение робота только силой мысли. Это нетривиальная задача, нужно понять, как войти в определенное состояние сознания, как эти сознания менять, поскольку с изменением состояния сознания меняется и импульс, который подается от шлема на компьютер, а он уже дает сигнал по wi-fi на объект.

Нейроисследования могут открыть совершенно новый мир возможностей и технологических и образовательных.

- Много говорится и об интернете-вещей.

- Да, потому что эта «профессия будущего» уже активно внедряется в наше настоящее, создаются целые заводы, построенные на интернете-вещей. По сути, это включение умной системы в каждую вещь. Например, есть какая-то заготовка, и специально созданная программа позволяет ее обработать, отвезти на склад, продвинуть на рынке, отвезти покупателю, отследить платеж и так далее. Связанность всех этих вещей создает совершенно другое информационное пространство. В том же сельском хозяйстве необходимо знать, какое состояние почвы, чего там не хватает, когда поливать. Все эти задачи можно включить в датчики, которые будут на полях: в нужно время в нужном месте будет подаваться сигнал и без участия человека осуществляться полив, вноситься удобрения и так далее. Взять задание «Умный город». Дети разрабатывают систему, которая позволяет карете «скорой помощи» добраться до нужно адреса за минимальное время с учетом пробок, светофоров, месторасположения.

- Если школа захочет принять участие в соревнованиях, куда обращаться, где брать необходимое оборудование?

- В рамках подготовки дорожной карты движения «Молодые профессионалы» разрабатывается план реализации программы в регионе. Все желающие принять участие в соревнованиях смогут обращаться в региональный координационный центр. Там же можно решить вопрос о создании на своей площадке центра компетенций. Мы в свою очередь помогаем организовать процесс обучения экспертов.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!