Знакомьтесь: книжные новинки этого месяца. Полное руководство.

27.10.2015

Интервью с Лидией Георгиевной Белиовской, руководителем Межшкольной лаборатории по робототехнике на базе ГОУ Лицей 1557.

Лидия Георгиевна, расскажите, пожалуйста, как Вы начинали работать с образовательной робототехникой? Где и как учились?

Робототехникой я начала заниматься из-за большой любви к моему сыну. Покупала ему игрушки-конструкторы ЛЕГО, сама с ним играла: строили города, космические планеты, спасали людей и зверюшек, кто как придумает, много рассказывали, что и как устроено. С этого началась образовательная робототехника.

Потом был кружок в Школе Сильного мышления в Зеленограде. Работа с детьми, которые очень хотели сделать настоящего робота. Начались конкурсы НТТМ на ВВЦ (ВДНХ), шел 2001 год. Первый конкурс - первые медали ВВЦ у детей и первые слезы: почему у меня белая медаль (серебряная медаль участника ВВЦ), а не желтая-золотая (бронзовая медаль участника ВВЦ)? Затем были постоянные приглашения на конкурсы, которые только организовывались, и специализированные выставки робототехники, где выступали одни взрослые участники: сотрудники профильных предприятий, студенты и мои школьники. У нас был проект - это подиум 2Х4 метра с 11 микрокомпьютерами ЛЕГО, которые в автоматическом режиме перемещали шарики с пневматической погрузкой-разгрузкой. Помню, как за его работой наблюдала профессура из МГУ и Института Механики Академии Наук. Они удивлялась: «Неужели все это работает так долго и слажено?». Это была самая главная похвала нашей работы.

Однажды я была на специализированном обучении. Спасибо за такой интересный путь в образовательную робототехнику. Были учительские конкурсы и замечательная поездка в Лондон где мы посмотрели, как надо работать с ЛЕГО, было распределение оборудования тем педагогам, кто прошел курсы, а не тем, кто сумел достать деньги и закупиться быстрее этих электронных торгов, были и итоги, которых ждешь трепетнее, чем очередную зарплату, и конечно, чудесные встречи с педагогами и обмен опытом. Мы вместе росли творчески. Следили за интересными работами коллег в конкурентной тревоге. И только в летних лагерях работали все одной командой.

Это уже все было, к сожалению, в прошлом. Мне повезло, у меня отличная университетская подготовка по профилю программирования (Вычислительная математика, МГУ). Программировать школьникам сложно - им трудно начать программировать. Но конструировать школьники учатся сами, друг у друга. И я всегда старалась помочь ребятам с программами, чтобы робот обязательно выполнял поставленную задачу. А потом нашелся и графический язык программирования понятный школьникам, не смотря на то, что используется в современных научных лабораториях и производствах. И пошло, поехало.

Какую методическую литературу использовали? Как Вы ее находили?

Методической литературой не пользовалась. Ее и не было. Все было впервые и вновь. Старалась применять навыки ведения научной исследовательской работы, с которой была знакома не по наслышке. За это меня часто благодарили родители моих робототехников. Как сделать доклад, как написать статью, тезисы, плакат… Над этим работали много. Хотя мне и самой было интересно наблюдать, как рождается проект. Сначала искала литературу в ВУЗах по профилю, но ведь так трудно читать специфический научный текст. Многие алгоритмы, конструкции делали с ребятами без академических знаний. И это работало! Сколько было радости, гордости, что смогли. Это наше ноу-хау. А академизм знаний у ребят еще будет потом, в ВУЗе.

Какие навыки (знания) Вы считаете наиболее важными для современного педагога? Почему именно они?

Для современного педагога важно увлечение делом и постоянный интерес к деятельности ребят. Школьники могут многое. Что толку, если я им расскажу, как это работает. Они все хотят сделать сами. Только надо увидеть момент, когда помощь им просто необходима. Я - играющий тренер. Мне до сих пор интересно работать рядом с ребятами. Стараюсь быть с ними в одной фазе развития. Это так трудно временно забыть тот опыт, что у тебя за плечами и шагать с ними в одном строю. Готовлю для них новые курсы, новые связи, контакты, новые встречи. Знакомлюсь с интересными людьми, чтобы потом и ребятам случилось познакомиться с корифеями робототехники.

Я видела многих педагогов по России, которые не владели вершинами программирования, не были «на острие инновационной технологии», но то как они работали с ребятами, сколько отдавали своего времени, душевных сил, как поддерживали ребят - непременно превращалось в высокий уровень работ блестящих учеников, которые хотели в жизни заниматься профессионально только робототехникой. И все это по тому, что мы – педагоги, были всегда рядом. Когда уже всерьез ругались родители на то, что хватит играть в игрушки, когда уже бросил друг детства и ушел играть в футбол, когда совсем не знаешь, где ошибка и почему этот робот не слушается тебя. Но мы опять даем уже сотый совет, опять верим в успех, поддерживаем этого маленького, такого упрямого деятеля. И у нас все получается. И тогда радость до слез, и хочется петь, и быть вместе, - тогда между нами любовь ощущается и счастье. Тогда уже мы можем браться за более сложное дело, и у нас все получится.

Вы следите за новинками в образовательной робототехнике (книги и конструкторы)? На кого ориентируетесь?

За новинками следят мои ученики. Я лишь скептически оцениваю, что можно реализовать сейчас, что оставить на потом. Как это можно осуществить? На это есть интернет.

За новыми проектами следят ребята. Они мои глаза и уши. Приучаю их после всех выставок и конференций рассказывать о том, кто про что спрашивал, куда приглашал, что предлагал. Многие ученики уверены, что это только их успех заслуга.

Современные дети не привыкли работать в команде. Учу их. Эгоисты не выживают. С ними никто не хочет работать. Он: «Я хочу работать один». Я: «Ну, тогда я с тобой работать не буду». Он: «Ладно, давай вместе». Работает безотказно.

В этом году (последние полтора месяца) у вас вышли новые книги: «Использование LEGO-роботов в инженерных проектах школьников» и «Роботизированные лабораторные работы по физике». Расскажите, пожалуйста, об этих книгах. Как вы собирали и разрабатывали материал для написания книг?

Хотелось вести новый курс. Это про физику. Сама я работала в лучших российских НИИ: Институт Общей Физики Академии Наук СССР, Институт Теоретической и Прикладной Механики Сибирского отделения Академии Наук СССР, Научно Исследовательский Вычислительный Центр Московского государственного университета. Здесь просто захватывает дух! Это академические хранилища и производства научного продукта самой высокой пробы. Здесь просто надо снимать шляпу и говорить вполголоса с большим уважением. И я это делаю, мысленно, до сих пор. Здесь возникло и запомнилось на всю жизнь чувство, как интересно постигать новое. Отсюда интерес к физическому эксперименту, сама им никогда не занималась, но видела работу установок, писала для них программы расчета экспериментальных данных. А потом было предложение, уже как к учителю, помочь в проведении блока Робототехнический эксперимент для учителей физики на курсах повышения квалификации. А что если этот довольно высокоточный датчик силы будет тянуть медленно и равномерно робот, мотор, а не Петька, высунув язык, при этом Леночка будет следить за отклонением стрелки на пружинном динамометре? А мы будем выводить график на экран компьютера с замерами показания датчика в 100, 500, а если надо и в 1000 точках. Это смешно сейчас, но инструкция по проведению опыта измерения силы трения выглядела именно так: «По возможности медленно и равномерно тяните…». Для меня сила трения была совсем не интересная тема. Но когда на курсах это увидели учителя физики, то с широко открытыми глазами стали объяснять, что они видят и как это согласуется с … Я поняла, что про это надо написать. Было очень трудно заставить себя делать подробные инструкции. Заниматься рутинной работой. Но всегда представляла учителя. Его желание сделать такой эксперимент. Но где узнать, как сделать, не осваивая лишнего, чтобы обязательно получилось? И я старалась. Эксперименты брала изучебно-методического комплекса Шулежко Е. М. Шулежко А. Т.5-6 класс.Физика: учебная книга для 5 класса: в 2 ч. Авторы:Шулежко Е. М., Шулежко А. Т. БИНОМ 2014.Физика: учебная книга для 6 класса: в 2 ч. Авторы:Шулежко Е. М., Шулежко А. Т. БИНОМ 2014. Наши учителя физики работают по ним. Очень хвалят. И вот книга появилась на свет, мне нравится, как она выглядит. Сейчас сама начинаю работать по ней на уроках информатики в 7 классе.

Про Инженерные проекты можно рассказывать тоже долго. Был Чудесный проект - «Лифт в будущее». Некоммерческое партнерство собрал лучших ребят со всей России. Профессионалы педагогики и разработчики теории Метапредметного обучения в школе согласились поработать с ребятами летом. Я осуществляла НТТМ поддержку проектов. И начались серьезные беседы школьников с Главными инженерами крупных предприятий в Смоленске, Владимире, Башкирии и Москве на тему, как школьники могут помочь решить проблемы развития их предприятий. И тут началось. Школьники вечерами прочесывают просторы интернета. Изучают отчеты, диаграммы, планы развития. Это совсем не школьный материал. Я стараюсь осуществлять все сумасшедшие идеи школьников, создавая роботов в условиях почти полной неграмотности в деле робототехники. Здесь, как всегда, помогло ЛЕГО и графический язык программирования LabVIEW. Ведь все проекты мы делали с авторами 10-12 часов. Конструкции надо было собирать быстро, программы писать сразу, без изучения синтаксиса. Ребятам надо успеть съездить на Газодобывающий комплекс, увидеть, как работают на авиационном заводе, посмотреть оптоволоконные сети оператора сотовой связи, встретиться с разработчиками лекарств. А тут еще толпы экономистов, специалистов в сфере бизнеса, банковские работники…

Педагоги уставали страшно от попыток реализации всех возникших от такого профессионального общения у ребят идей. Так получились 20 проектов. Было очень трудно, но интересно. Меня спасли мои помощники, мои ученики. Один студент МФТИ и выпускник МГТУ им.Баумана. Они так хотели, чтобы у ребят все получилось. И действительно получилось 20 проектов. Их нельзя повторить. Но сделать как-то по своему можно. Есть фрагменты реально работающих программ, фото конструкций и, главное, есть темы. Это темы, которые в отраслях сейчас реально разрабатываются. Это первая попытка выполнения проектов со школьниками по отраслевой тематике. Не межпредметные проекты, а метапредметные проекты, отраслевые.

Лидия Георгиевна, что Вас вдохновляет, помогает развиваться, идти вперед?

Мои ребята. А чем мы будем заниматься завтра? Этот противный вопрос заставляет опять и опять идти вперед. Чтобы было интересно им, да и что греха таить, и мне. Мы это уже освоили, это сможем рассказать юниорам. А сами – вперед, дальше.

Какой вы видите образовательную робототехнику в будущем? Что, на Ваш взгляд, изменится?

Очень хочется, чтобы изменилась система оснащения оборудованием. У меня компьютеры в классе 2007 года. «На них еще работал В.И.Ленин». Школа не может купить. НетEV3. Только заказали. Это о поддержке зарекомендовавших себя педагогах. В робототехнике должны работать молодые ребята. У меня есть такая смена. Те, кто в составе сборной школьников России по робототехнике выступал рядом с робототехниками Японии, Кореи, Тайваня, Китая, Дании, Германии, кто был в США сейчас ведут уроки и занятия со школьниками у нас в Лицее 1557, но на допотопной технике. Они многое видели, многое знают и умеют. Но как работать на устаревшем оборудовании? Я стараюсь убедить их, что это – не главное, но молодым надо начинать и работать на современном уровне. Как работали мы. Им тоже нужно новое оборудование, современные инновационные технологии.

Что Вы хотите пожелать педагогам, которые начинают работать с образовательной робототехникой?

    Дорогие учителя! Не ждите скорой монетизации. Помню на курсах в Красноярске собрались молодые ребята-педагоги кружков НТТМ. Спрашивают про монетизацию. Когда они начнут хорошо и стабильно зарабатывать на этом деле. А сами ничего еще не умеют. Не вложились. Говорю им: через 10 лет. Робототехника – очень интересный предмет. Все в ней изменяется, усложняется. Ты постоянно растешь, учишься, осваиваешь новые конструкторы, новые конкурсы, новые форматы работы. Приходят новые ученики, по новому мыслящие, с другим темпом развития, меняется характер их заинтересованности предметом, но меняемся и мы, педагоги со временем. Будьте современными. Это значит, всем интересоваться, много работать, быть легкими на подъем в поездках и освоении нового оборудования. Берегите свою внутреннюю душевную радость. Не ленитесь удивляться новому.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!